Мастер-класс Изготовление деревянной солонки

Изготовление деревянной солонки

Токарными работами по дереву я начал заниматься года два назад. После того, как дети подарили на 55 летие токарный станок.
До этого возраста токаркой занимался только в школе на уроках труда.

Для будущей солонки нужно вырезать два кружка ,которые пойдут на дно и крышку солонки.

В первой круглой заготовке вытачиваю крепление под токарный патрон.

Это будущие крышки солонок.

В своих работах использую высококачественную древесину с влажностью не более 8%.Использую только твердые лиственные породы древесины – дуб, ясень, орех, клен и в небольших количествах африканские и американские породы – падук, сапеле, махагон.

На стусле нарезаю сегменты для будущих колец.

Убираю ююзаусенцы на сегментах и собираю в будущий круг.

В процессе использования солонка будет контактировать с пищевыми продуктами. Поэтому нельзя использовать клеи, содержащие формальдегид. Я использую клей Titebond Ultimate III Wood Glue (производство США). Данный клей сертифицирован Госкомсанэпидемнадзором Минздрава РФ и официально разрешен для «склеивания деталей, контактирующих с пищевыми продуктами (посуда, разделочные доски и т.д.)»

Кольца стягиваю металлическими хомутами.

Это моё рабочее место.

После того, как кольца склеятся их нужно будет выровнять с двух сторон.

Ещё раз кольца зачищаю на наждачном круге.Для зачистке наждачного круга использую застывший силиконовый герметик.

Для склеивания колец ,я использую два токарных патрона.

Наношу клей на третье кольцо.

Оставляю заготовку под прессом на ночь.

Заготовка закреплена в патроне .

Убираю всё лишнее.

Выравниваю и внутреннюю часть солонки.

В конце точения полирую солонку стружкой.

Внутреннюю сторону полирую пчелиным воском, а наружную покрываю тунговым или апельсиновым маслом.

Изготовление шкатулки (солонки) из дерева на токарном станке

Для изготовления шкатулки-солонки я взял акацию, это очень декоративное дерево светло-зеленого оттенка, при хорошей шлифовке дает необычайно красивый перламутровый эффект.

Для изготовления шкатулки понадобятся различные резцы для токарного станка, они у меня самодельные из простых напильников. Их сталь вполне годится для резьбы.

Технология изготовления деревянной шкатулки.

1) Зажимаем циллиндрическую заготовку для корпуса шкатулки в токарный станок и сначала грубо округляем ее, снимая грани. Для этой цели используем полукруглый резец:

2) Закругляем более гладко резцом-косяком.

3) Наносим резцом-косяком углубления, которые будут декоративными бандажами шкатулки.

4) Затем срезаем по обе стороны от этих углублений, создавая выпуклости на шкатулке.

5) Получившиеся грани закругляем.

6) Теперь необходимо сделать внутреннюю полость нашей солонки. Для этого переставляем опорную планку на торец заготовки и начинаем углублять его прямым узким резцом от центра к краю. Все делаем плавно, без резких нажимов. Ступеньками уходим вглубь:

7) Затем острием треугольного резца от центра к краю плавно расширяем полость, доходя до дна.

8 ) Дно выравниваем широким прямым резцом, им же формируем нужную толщину и делаем паз под крышку.

9) Зачищаем наждачкой дно и боковые стенки шкатулки.

Сахарницы из дуба, для дорогих гостей и хозяев дома.

10) Когда все отшлифовано, срезаем ножовкой заготовку со станка. Я делаю это при включенном станке. Но для этого нужно уверенно держать ножовку в руке, нужно постоянно смотреть, сколько осталось до конца среза,чтобы работа не вылетела. Также необходимо снимать застрявшую между зыбьев стружку, иначе она дает трение:

Да, ножовку необходимо вести от себя на деталь!
Немного не доводя до конца, необходимо остановить станок и срезать заготовку.
11) Теперь необхъодимо сделать крышку шкатулки. Она у меня куполообразная. Крышку подгоняем под размер внутреннего диаметра шкатулки, для чего ее примеряем:

12) Внутреннюю часть крышки делаем куполообразной, формируя ее полукруглым резцом:

13) Когда готова внутренняя часть крышки, приступаем к формированию наружней части с ручкой:

14) Зачищаем крышку шкатулки наждачкой до легкого блеска.
15) Для окончательной отделки лучше покрыть шкатулку -солонку воском изнутри (если она будет использоваться для пищевых целей). Снаружи можно использовать нетоксичный лак.

Делаем солонку своими руками

Для изготовления солонки своими руками нам потребуются следующие материалы и инструменты: деревянная палка около 8 см в диаметре, верстак, пила, дрель с битами, инструмент Dremel, наждачная бумага, канцелярский нож с разламывающимся лезвием.

Шаг 1: Начнем с палки, я ее подобрал у нас во дворе. Я думаю, что это декоративная слива или вишня, но я не уверен.

Шаг 2: Отпиливаем небольшой кусок от ветки используя митру, очень удобный инструмент, рекомендую, ну а если у Вас его нет, то можно в принципе и без него обойтись.

Вот такая основа для солонки у меня получилась, 8 см в диаметре, 8 см в высоту.

Шаг 3: Далее начинаем бурить, я взял самое большое сверло, и начал делать много дырок. Высоту я скорректировал с помощью изоленты, намотал на сверло, это визуально позволит увидеть когда нужно остановится. Так же надо позаботиться чтобы не просверлить слишком близко края круга.

Шаг 4: Далее я использовал шлифовальную машинку Dremel, чтобы очистить отверстия как можно больше.

Шаг 5: Далее зачищаем наждачной шкуркой, я начал с грубой наждачной бумаги. Я вырезал небольшой кусок наждачной бумаги и сформировал его в конической форме.

Шаг 6: Делаем ложку, я вырезал палку длиной 8 см, и начал строгать, углубление сделал опять же с помощью дремел машинки.

Шаг 7: Я использовал нож и наждачную бумагу, чтобы закончить формирование ложки.

Шаг 8: Попробуйте, на сколько ложка подходит нам по размеру.

Шаг 9: Далее я обработал свое творение с помощью пчелиного воска, я его расплавил с небольшим количеством оливкового масла. Наносим один слой, ждем пока древесина впитает, наносим другой слой (2-3 слоя думаю будет достаточно).

Перевод: Анастасия Должникова
на главную

Мастер-класс: Изготовление деревянной солонки

1. Для плетения нам понадобятся 12 берестяных лент. Размер

Материал для солонки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

Как правильно выточить солонку с крышкой?или никаких правил?

2. Раскладываем 6 лент рядом друг с другом.

Шесть лент Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

3. Переплетаем первую ленту с 6-ю вертикальными попеременно — сверху, снизу.

Начало плетения, первая лента Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

4. Переплетаем вторую ленту с 6-ю вертикальными попеременно — снизу, сверху, используя принцип шахматной доски.

Вторая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

5. Подобным образом проплетаем третью лычку.

Третья Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

6. Так же четвёртую. Уже получается небольшой коврик.

Четвёртая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

Пятая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

8. И последнюю шестую.

Шестая, последняя Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

9. Коврик 6×6 собран.

Коврик 6×6 Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

10. Далее стягиваем коврик, чтобы лычки держались плотно, без дырок.

Подтянуть и закрепить Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

11. Заплетаем первый угол солонки. Выбираем одну сторону, находим средние лычки — 3 и 4-ю, и переплетаем, не забывая о принципе шахматной доски.

Третья и четвёртая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

12. Переплетаем дополнительные лычки с каждой стороны от угла — 2 и 5-ю.

делаем солонку из вишни своими руками за 10 мин

Вторая и пятая Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

13. Переплетаем последние лычки этой стороны коврика — 1 и 6-ю.

Первая и шестая лычки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

14. Подтягиваем лычки так, чтобы дырочки были самые маленькие и закрепляем. Получился первый угол.

Получился первый угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

15. Переворачиваем коврик. Находим средние две лычки.

Переворачиваем коврик Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

16. Так же заплетаем второй угол солонки.

Заплетение второго угла Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

17. Переворачиваем для плетения третьего угла. Находим средние лычки. Заплетаем третий угол.

Третий угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

18. Так же заплетаем четвёртый угол.

Четвёртый угол Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

19. Смотрим что получилось. Все ли углы на месте. Между углами должно быть по три клетки. Проверяем плотность плетения. Подтягиваем лычки, убираем дырочки, чтобы соль не убежала.

Дно должно быть плотным Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

Определить пропорции Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

21. Загибаем лычки и проплетаем под лычки первого слоя. Каждую лычку под свой мосток.

Загнуть, проплести и затянуть Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

22. Затягиваем проплетённые лычки. Находим следующую пару лычек, загибаем по уровню края. Проплетаем пару лычек под лычки первого слоя.

Пара лычек первого слоя Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

23. Далее так же третью пару.

Третья пара Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

24. Можем оставить мосток для простого проплетения лычки следующей пары.

Так выглядит мосток Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

25. Заплетаем следующую пару лычек, затягиваем.

Заплетаем лычки парами Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

26. Так же следующую.

Ещё пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

27. Посмотрим как это выглядит сверху.

Вид сверху Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

28. Плетём очередную пару лычек по кромке солонки.

Плетём по кромке солонки Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

29. Заплетаем краешек дальше.

Заплетаем краешек дальше Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

30. Предпоследняя пара лычек.

Предпоследняя пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

31. Смотрим, осталась последняя пара лычек. Загибаем и переплетаем.

Осталась пара лычек Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

32. Получился верх солонки. Для прочности изделия подтягиваем лычки.

Получился верх Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

33. Смотрим снизу.

Снизу выглядит так Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

34. Смотрим сверху.

Сверху выглядит так Андрей Полежаев, CC BY-SA 3.0

35. Начинаем проплетать лычки во второй слой солонки. Произвольно выбираем угол. Делаем мосток и проплетаем соседнюю лычку. Мосток затягиваем.

Солоничка из бересты самодельная

Сегодня Вы узнаете как из бересты сделать своими руками красивую берестяную солонку.

Wooden Salt & Pepper Shakers | Деревянная солонка и перечница

Берестяная солонка необходимая вещь в дороге. Сделанная по технологии старых мастеров у неё масса достоинств-удобство, надёжность, герметичность, прочность и красота. В сети много информации о бересте и изделиях из неё. Вообще-то, береста уникальный природный и воспроизводимый материал и работать с ней достаточно небольшим набором инструментов.

Для начинающих и не только плести лучше всего надо начинать на торце бруска ( в нашем случае нужен брусок 2х3 =6 см.). Ленточки бересты протягивают с усилием для обеспечения в дальнейшем жесткости изделия, особенно, при плетении вторым слоем. Можно зафиксировать ленточки на торце несколькими маленькими гвоздиками ( их вы уберёте перед плетением второго слоя.) После окончания плетения сторон до нужной высоты ( можно закрепить начинающим последнюю ленточку каплей клея. Далее, крайние ленты на противоположных сторонах направляют друг к другу для формирования отверстия горлышка. Их можно зафиксировать булавками. Далее две средние ленты формируют горлышко солонички навстречу друг другу и их оборачивают новой лентой (достаточно одного полного оборота) и тоже фиксируют чем нибудь.(резинкой, клеем, булавкой и т.д.)Понятно, что при наборе опыта это не будет нужно.

Автор статьи “Солоничка из бересты самодельная” Вячеслав Панов

Урок 2. Открытая солонка из бересты. Косое плетение

Открытая солонка из бересты – это, как правило, первое изделие, которое изготавливают будущие мастера способом

Немного слов о косом или диагональном плетении. На первом занятии, когда мы осваивалиосновные приемы плетения, сделанная нами салфетка выполнена была способом прямого плетения. В основе представленных обучающих статей лежит диагональное или косое плетение, но некоторые изделия мы будем выполнять с применением разных техник.

Диагональное плетение из бересты проще и имеет ряд преимуществ, которые сложно описать без сравнения, поэтому в примерах такое сравнение будет рассмотрено на одномиз следующих мастер-классов.

На данном уроке показано изготовление элементарного изделия — открытой солонкииз бересты. Однако при всей элементарности, плетение данного изделия не может обойтись без знания двух элементов – углы и прямая кромка. Освоение данных элементов в косомплетении из бересты и станет основной целью нашего урока.

Количество лент на каждую сторону коврика изделия (донце) должно быть кратно двум, то есть четно. В основе нашей солонки из бересты коврик со сторонами 4×4. Полосы взяты шириной полтора сантиметра, можно взять и другой ширины, как вам удобней. Длина полос примерно25–30 см. при необходимости можно и нарастить.

Когда коврик полностью сплетен необходимо закрепить полоски по углам скрепками,их несложно изготовить самостоятельно, имея лишь кусок проволоки круглогубцы. В качествепроволоки можно использовать большую разогнутую канцелярскую скрепку.

Для плетения углов необходимо с каждой стороны коврика наметить середину — именно тами будет вершина угла. Новичку можно две средние полоски загнуть в сторону лицевого слоя бересты — это позволит сделать угол более четким. Если все готово, можно заплетать, Для этого две средние ленты накладываются друг на друга, образуя между собой прямой угол. Следуя принципу плетения, нижняя полоска теперь должна быть сверху, а верхняя наоборот. Далее к ним приплетаются все соседние полоски, и, когда получилась ромбовидная сторона 4×4, вершина снова скрепляется. Такую операцию повторяют и для трех других сторон. Когда все четыре угла готовы, отчетливо видно донце будущей солонки из бересты.

Если у вас получилось донце с ровными четырьмя краями без нарушения принципа плетения, то можно перейти к следующему элементу – кромке, иначе – нужно разобрать изделиедо места образования дефекта, чтобы получить в итоге правильную солонку.

Дальнейшим шагом будет переплетение полосок между сторонами до образования ровного стаканчика. Высота стаканчика может быть ограничена только вашим воображением, но дляудобства не стоит делать глубину солонки больше длины двух пальцев, собранных«в щепотку», чтобы можно было достать соль даже со дна изделия, используя только свои пальцы.

Когда определились с высотой изделия, можно приступать к образованию кромки солонки.На этом уроке рассмотрим только прямую кромку — она является самой простой и наиболеераспространенной. Выберите произвольную верхнюю ленту и согните ее, изменив направление на 90 градусов. Затем ее необходимо протащить под ближайшей поперечной ячейкой для закрепления. В процессе плетения всегда старайтесь плести по возможности плотнее, чтобы просветы между ячейками были всегда наиболее маленькими или вообще отсутствовали.

Под лентой, которую мы загнули, находится нижняя, ее необходимо также загнуть поверх предыдущей и закрепитель. Следуя влево, согните и проплетите подобным образом все оставшиеся полоски, пока не получится ровный край изделия.
Теперь осталось только оплести солонку лицевым слоем бересты. Если лента коротка или порвалась — необходимо обстричь остатки ленты, а затем протащить новую заготовленную ленту под предыдущей поперечной ячейкой.

Если солонка изготовлена качественно, то даже мелкая соль из нее сыпаться не будет.Для достижения большей плотности изделия можно проплести еще один (или не один) слой сверху, но с более широкими лентами.

Сколько я себя помню, у мамы на кухне всегда стояла солонка из бересты с каменной солью, которая используется ежедневно для приготовления пищи. И сегодня этот предметне соперник пластиковым солонкам, или солонкам из еще какого-нибудь полимера, так как солонка из бересты вне конкуренции. Я же с детства привык «доверять» пищевые продукты изделиям, изготовленным из чистого, здорового природного материала, одним из которыхявляется береста.

Мастер-класс по плетению из бересты

Для всех, кто хотел бы основать традиционную технику плетения из бересты и не только, мы предлагаем простые мастер классы, которые позволят освоить прямой и косой способы плетения. В качестве примеров мы выбрали закладку для книги и солонку, которые вы легко сможете сделать вместе с детьми. В качестве замены бересты для тренировки можно использовать бумажные заготовки.

Закладка для книги. Прямое плетение

Материалы и инструменты:

  • 2 бумажные или берестяные лычки длиной 60 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • клей

Изготовление плетеной закладки

Перегните лычки одну через другую и пронумеруйте их, как показано на рисунке.

Лычку 2 заведите назад, за лычку 4, и уложите её параллельно лычке 3.

Лычку 4 заведите назад, за лычку 2, и вперёд, поверх лычки 3.

Лычку 2 заведите назад, за лычки 4 и 3, и вперёд, поверх лычки 1.

Лычку 3 перегните вперёд, через лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и вперёд, на лычку 4.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 1, и под лычку 4.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 4, и на лычку 1.

Лычку 3 перегните вперёд, на лычку 4, и под лычку 1.

Лычку 2 заведите назад, под лычки 3 и 1, и на лычку 4.

Достигнув задуманной длины закладки, отрежьте лычки ножницами, придав концу закладки форму уголка, и подклейте их.

Солонка с квадратным дном. Косое плетение

Материалы и инструменты:

  • 8 бумажных или берестяных лычек длиной 45 см и шириной 1,5 см
  • ножницы
  • канцелярские скрепки
  • карандаш

Если работаете с бумагой, позаботьтесь, чтобы она была с ярко выраженной лицевой и изнаночной стороной. Не берите белую бумагу, она не даст полной картины и дезориентирует вас.

Плетение солонки

Соберите полотно, как показано на рисунке. Правая, или лицевая сторона бумаги (бересты), должна быть сверху.

Закрепите полотно канцелярскими скрепками.

Каждую лычку пронумеруйте и подрежьте на уголок (очините).

Около цифр 6 и 9 внизу поставьте заметные точки, чтобы не путать их в процессе плетения. Полотно должно получиться плотным, без щелей и находиться в центре, т. е. правый конец лычки должен быть примерно равен левому, а верхний — нижнему. При этом подравнивать ножницами ничего не нужно, требуется лишь подвинуть лычки. В полотне не должно быть никаких фигур, кроме квадратов. Лицевая сторона материала должна быть сверху.

Рассчитайте местоположение углов солонки. У изделия с квадратным дном углы всегда будут находиться посередине края полотна. Количе­ство лычек на стороне квадрата разделите пополам и поставьте точки А, Б, В и Г (рис. 1). Запомните, что для плетения изделия с квадратным дном в полотне всегда закладывается чётное количество вертикальных лычек на такое же количество горизонтальных лычек, например: 2×2; 4×4; 12×12 и т. д.

На рис. 2 видно, что угол А у солонки сформирован переплетением в шахматном порядке лычек 1 и 2 с лычками 3 и 4. При этом дно осталось нетронутым, а лычка 2 переплелась с лычками 3 и 4 поочерёдно, затем лычка 1 переплелась с лычками 3 и 4. Пересечение лычек 4 и 1 зафиксируйте дополнительной скрепкой.

Следующим по порядку заплетите угол, противоположный углу А — угол В (это поможет сохранить плотность дна во время работы над углами). В точке В солонки переплетите в шахматном порядке лычки 10 и 9 с лычками 11 и 12. На пересечении лычек 12 и 9 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Угол Б солонки заплетается лычками 6, 5, 7 и 8. На пересечении лычек 8 и 5 поставьте дополнительную скрепку (рис. 2).

Перед плетением угла Г уберите щели на дне солонки, подтянув лычки. Последний угол в любом изделии удобно заплетать снаружи, с изнаночной стороны. Переплетите лычки 16 и 15 с лычками 14 и 13 в шахматном порядке. Поставьте дополнительную скрепку на пересечении лычек 13 и 16 (рис. 2).

Проверьте дно солонки, оно должно быть квадратным.

Поверните солонку дном вниз и лычками 8, 7, 2 и 1 к себе (рис. 3).

Снимите нижнюю скрепку между лычками 7 и 2, переплетите лычку 7 с лычками 2 и 1, поставьте дополнительную скрепку. Переплетите лычку 8 с лычкой 2 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку лычками 4, 3, 14 и 13 к себе, дном вниз. Снимите нижнюю скрепку между лычками 3 и 14, переплетите лычку 3 с лычками 14 и 13, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 4 переплетите с лычкой 14 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, а лычками 16, 15, 10 и 9 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 15 и 10. Лычку 15 переплетите с лычками 10 и 9, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 16 переплетите с лычкой 10 и поставьте дополнительную скрепку.

Поверните солонку дном вниз, лычками 12, 11, 6 и 5 к себе. Снимите нижнюю скрепку между лычками 11 и 6. Переплетите лычку 11 с лычками 6 и 5, поставьте дополнительную скрепку. Лычку 12 переплетите с лычкой 6, поставьте дополнительную скрепку.

Проверьте плотность плетения, подтяните лычки. Покрутите солонку в руках, обратите внимание на соблюдение шахматного порядка в переплетениях. Если вместо квадратов получились прямоугольники, разберите этот сектор и заплетите правильно. Лицевая, более яркая сторона полотна должна остаться внутри.

Если вы делали всё точно по описанию, у вас получилась солонка с квадратным дном, правая сторона материала смотрит вовнутрь изделия (рис. 4).

Найдите пару лычек 6 и 12 (рис. 4). Снимите с неё скрепку.

Лычку 12 перегните через лычку 6 вниз (рис. 5).

Лычку 6 перегните через лычку 12 и «проутюжьте» пальцами линии сгиба.

Лычку 6 отправьте во второй карман (она временно нарушит шахматный порядок). Лычку 12 — в ближайший карман. Протащите лычки 6 и 12 по своим дорожкам в шахматном порядке, пока они не пройдут донышко солонки. Первый зубчик готов. Он получился такого же цвета, что и внутренняя поверхность солонки (рис. 6).

Лычку 15 перегните через лычку 9, лычку 9 — через лычку 15. «Проутюжьте» линии сгиба пальцами. Лычку 9 спрячьте под лычку 12, лычку 15 — в ближайший карман.
Проведите лычки по своим дорожкам в шахматном порядке (рис. 6).

Аналогично закройте все пары лычек, следите за линией зубцов, она должна быть ровной, ни один зубец не должен выделяться из этой линии, не должно быть высоких и больших зубцов.
Закрывая последнюю пару лычек 5 и 11, лычкой 11 перекройте нарушение шахматного порядка, допущенное лычкой 6. Лычку 11 уложите поверх лычки 6 и спрячьте под лычку 9.

Постепенно вся солонка стала лицевой снаружи, как и внутри. Идеальный случай, когда всё изделие обратным ходом лычек стало лицевым.

Если какая­то лычка порвалась или была короче других и некоторые квадраты остались изнаночной стороной наружу, возьмите дополнительную лычку, заведите её в том месте, где не доработала «родная» лычка, и пройдите ею изнаночные квадраты.

Торчащие хвосты обрежьте «под корешок».

Готовое изделие должно иметь вид колечка, у которого нет ни начала, ни конца.

Другие мастер классы данного автора можно найти в книге «Плетение из бумаги и бересты» Издательского дома «Литера».

ПЛЕТЕНИЕ ИЗ БЕРЕСТЫ | Методы плетения

Плетение из бересты пришло к нам из глубокой древности и увлечение этим ремеслом популярно и поныне.За долгие годы очень много создано изделий из бересты. Самыми простыми по изготовлению и своей форме являются изделия из одного куска бересты. Отдельные из них можно смастерить прямо в лесу – это могут быть берестянки, ложки, ковшики. Но особое место среди изделий из бересты из-за своеобразного способа изготовления, занимают плетеные изделия. Они бывают очень разнообразны как по форме, так и по размерам. Это может быть маленькая дорожная солонка или огромная корзина, для переноски тяжестей, изящные шкатулки и вазочки, детские игрушки, лапти.

Плетеные изделия можно сделать из берестяной ленты, её можно вырезать из пласта берёзы или снять с берёзы используя оригинальный спиралеобразный способ.В старину очень широко использовались лоза и береста для изготовления различной бытовой посуды и утвари. Плетение из бересты не только увлекательный вид рукоделия,но и возможность создать очень полезную утварь для дома. Гораздо полезнее сохранять овощи и фрукты в корзинах из бересты, в такой таре продукты «дышат», а про искусственные материалы такого сказать нельзя. Для тех, кому работа с берестой станет интересной, рекомендуется завести ежедневник, чтобы записывать свои наблюдения, задумки, находки, а также информацию, взятую из встреч с умельцами, после посещения выставок, музеев. В каждом отдельном случае необходимо обращать внимание на то где, когда и как была собрана береста, какими способами соединяются элементы, на всё то, что обычно входит в понятие «дизайн» и «самобытность».
Освоить плетение ихз бересты поможет мастер-класс. Каждый, у кого будет такое желание, своими руками может создать поразительные сувениры из бересты и получить навыки плетения корзинок для хранения и сбора семян, овощей, грибов, стульчики и столики для детских садов, и даже принадлежности для занятий спортом. из лент бересты можно научится делать удобные и лёгкие корзинки для хранения и сбора ягод, их народное название – берестянки, коробочки для хранения разных семян, а ещё множество разных полезных вещей, которые можно придумать прямо в процессе их создания, а начинать лучше всего с занятных сувениров из бересты.

Материалы и инструменты: во время мастер-классов по плетению из бересты применяют различные инструменты. Для работы необходимо иметь несколько ножей, разных по формам и размерам, для выполнения различных операций. Например, один нож для нарезания прутьев для заготовок, так называемый нож-резец нужен для того чтобы обрезать концы прутьев при плетении так называемый корзиночный ножик, применятся для подрезки и строгания очень длинных прутиков, шило с загнутым стержнем и шило с прямым стержнем, для протягивания прутьев плоскогубцы, круглогубцы нужны для выравнивания прутьев в местах их сгибов.

Плетение из бересты Методы плетения.Мастер класс
Следующая статья :
Плетение изделий из проволоки

вернуться на Главную страницу
Плетение своими руками. Фенечки,браслеты и цепочки. Фото галерея

Плетение из бересты своими руками мастер класс

Виды плетения из бересты: продолжаем знакомство с ремеслом

«И нет нам покоя! Гори, но живи!» — так пелось в известной песне. Мы конечно не «горим», а плетём, но покоя нам точно нет! Хотя, будьте предельно осторожны, береста очень легковоспламеняющийся материал!

Теперь-то уж я точно расскажу о тех заветных способах плетения из коры берёзы, которую называют «береста». Расстались мы в прошлый раз, кажется вот на этом месте >> Приступим, пожалуй! Закончив все приготовления, вооружившись ножницами и линейкой с карандашом, мы кладем перед собой чистый лист бересты, желтой стороной к столу, белой к себе.

Желтая сторона, это та, что была внутри берёзы.

Данное руководство предназначается для любителей делать своими руками красивые и нужные вещи из берёзового лыка. В нем не рассмотрены многие аспекты этого старинного ремесла, бытовавшего в каждой крестьянской избе русского Севера.
В музеях северо-запада страны вы можете увидеть многочисленные формы вещей, постоянно используемые раньше в крестьянском быту. Литература, указанная в этом руководстве, и выписки из нее помогут вам усовершенствовать свои знания по предлагаемой теме.Посещая различные выставки, ярмарки и знакомясь с мастерами, вы сумеете освоить плетение новых форм изделий для своей семьи и друзей.

2 Слово о берёсте

2.1 Береста (берёста), (бересто). Береста – верхний светлый, ремковый слой березовой коры. Она идет в основном на лыко. Берестовина – лоскут или полоска бересты. Берестить что, обвить, связать, скреплять берестою, берещеное кнутовище.
Лыко – молодой луб, волокнистое, неокрепшее подкорье со всякого дерева. Под корою луб, под ним мезга, под нею блонь, молодая древесина.
Блонь, болонь, блонка – молодые, внешние, не вполне еще одеревеневшие слои всякого дерева.
Луб, лубок – подкорье, исподняя кора, покрывающая блонь. Луб хорошо падает (сымается), в теплую, сырую погоду с ветром. (Литература 8)

2.2 Бересто – верхний слой березовой коры. Берёстовы лапти плели, а лыковых (липовых) лаптей не было на Севере. Берестяник – берестяной лапоть. В берестяниках уж очень удобно ходить. (холмогорск.) Надо берестой запастись, берестяники делать. Плетюхи есть, из тоненьких бересток понаделаны. Узенько берестице, тоненько да мяконько. Ходил, драл лыко из бересты. Котоцёк снимает бересту. Из берестины лапотцы плетут. А берестечько это надо в кипяток. Берестенник — только муку кладем. Из бересты и пестерюшки под муку плетут. (Литература 7)

2.3 Техника плетения из бересты, как и предметы из неё пришли из глубокой древности, не потеряв в наши дни свой утилитарный смысл. И нет лучше корзины для ягод и грибов, чем северная зобенка. Плетеные из бересты изделия – легкий удобный лопаточник для бруска, кузова и пестери – жесткие заплечные мешки, в них удобно носить продукты, когда идешь на пожню, а возвращаясь из леса, — рыбу и дичь.

2.4 Одним из излюбленных материалов мастеров Севера была береста. Она долговечна и не боится сырости. В быту, в крестьянском обиходе береста находила самое широкое применение, хотя материал этот, на первый взгляд, неброский, скромный. Но чего бы ни касалась рука мастера, все оживает и обретает совершенно новое, особое звучание. (Литература 4)

2.5 Еще в древности березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной, а также тем, что с обратной стороны была желтоватой, бархатистой, очень похожей на благородную хорошо выделанную замшу. При обработке береста сохраняла свои свойства: мягкость, бархотистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которой она годилась для изготовления сосудов для жидкостей, для хранения и транспортировки молока. (Литература 11)

2.6 Весенняя береста имеет холодновато-желтый цвет, осенняя – теплая, темно-коричневая. При сочетании бересты разного цвета получается дополнительный эффект. Береста состоит из множества тонких, но плотных слоев. Каждый год на берёзе нарастает новый слой, и кора становится толще. Внутренний слой может быть желтым, охристым, коричневым, желто-зеленым… Эта сторона у мастеров называется лицевой.

2.7 Береста имеет различные оттенки в зависимости от времени снятия её со ствола дерева и его возраста. Чем старее дерево, тем больше его диаметр, тем темнее оттенок поверхности бересты. «Твердая» береста, имеющая при расслоении внутри белую поверхность, не годится для плетения. Она не расслаивается. Лучшая береста – ровная, с небольшими полосками естественного рисунка – у одной из наиболее распространенной березы – березы пушистой. Своеобразная особенность березы пушистой, позволяющая отличить её от другого вида – березы бородавчатой, — это мелкий густой пушок, покрывающий молодые побеги и листья. Встречается береза пушистая чаще в местах низких, пойменных, заливаемых в весеннюю пору водой. Для декоративных работ необходима береста ровная, без болезненных утолщений, наплывов и порезов.

2.8 Если бывало порежется кто-то на сенокосе, то тут же тоненькой полоской бересты вместо бинта перевяжут рану, глядишь – к вечеру она уже затянулась. В бересте много дёгтя, а еще нашли в ней и серебро, поэтому-то, наверное, она и сама не портится. И продукты береста долго сохраняет. Хранят в берестяных туесах и коробах моченые и свежие ягоды, соленые грибы. Даже свежая рыба может храниться долго.

2.9 Весьма интересны и изделия из бересты, составлявшие в прошлом значительную часть домашней утвари. Обилие дошедших до нас предметов позволяет составить довольно полное представление бытовавшей среди карел берестяной утвари. Из бересты карелы изготовляли солоницы, бураки, туеса, корзины, кошели и т. п. Эти изделия отличались не только красивой текстурой, но и замечательной прочностью. (Литература 14)

2.10 Сегодня, когда мы пытаемся возродить старинные виды ремесла, постепенно лучшие качества ремесленного производства растрачиваются, мельчают, как и эстетический опыт мастеров и потребителей изделий. Очень разнообразные вещи плели из полосок эластичной, крепкой и красивой коры березы. Это были и большие заплечные сумки, короба, корзины, обувь, весьма различная по форме, солонки в виде птицы.
Любой предмет можно было выплести, но не делались бесполезные вещи. Учитывалась легкость материала, исполнялись предметы, в которых удобно и целесообразно было переносить. Красота материала учила мастера ценить выразительность самого плетения. Великолепно раскрыт материал в крупных изделиях, но и мелких, небольших предметах мастер не мелочит бересту, он ценит ее фактуру, цвет. Плетение остается структурным и ясным.
Фактура — обработка, строение. В декоративно-прикладном искусстве — полированная, шероховатая и т. д. поверхность изделия. (Литература 21)

2.11 Много выдумки и изобретательности проявлялось в создании изделий из бересты. Из заготовленных клубков берестяной ленты с помощью палочек – зажимов мастера плели лапти и корзины, хлебницы и сумки пестери, штофы, фигурные утки – солоницы. В процессе плетения лента ложилась в узорные композиции – в клетку, косичку, веревочку, треугольничками. Простым рисунком, игрой светотени, нюансами золотистого цвета материала они наделяли красотой обычные бытовые предметы. Мотивы кругов, розеток, ромбов, звездочек, ритмично разбросанные по фону или уложенные в ряды и косые полосы, придавали предметам неброскую декоративность. Они деликатно обогащали природную текстуру бересты, хорошо сочетаясь с её естественным цветом. Кроме росписи, берёсту украшали тиснением, гравировкой и прорезью, из нее делали узорные полосы, выплетали целые фигурные предметы. (Литература 6)

2.12 Береста – верхний слой коры березы: сдирается большей частью весной с живых деревьев, идет на лапти, корзиночки, коробки, бураки и т. п. Из бересты добывается прекрасный березовый дёготь. Береза широко распространена в СССР от Севера до степной полосы. Многие виды березы – ценные лесные поделочные деревья, дают лучшее топливо (деревья в 40-60 лет уже пригодны для рубки на дрова), являются прекрасным материалом для различных столярных изделий, но для построек мало пригодны.
Весной береза дает сладкий сок, содержащий до 2% сахара. Из наружного слоя коры (бересты), северные народности выделывают посуду, кроют ею жильё, обшивают лодки и т.д. Из березы добывают деготь, применяемый для обработки кож (юфть). При сжигании древесины получается сажа, идущая на типографскую и малярную краски. Молодые ветви березы идут на веники и метлы, листья представляют народное потогонное средство, из сока молодых листьев с квасцами получается зеленая краска, с мелом – желтая. Спиртовая настойка на почках березы применяется в народной медицине при порезах и желудочных заболеваниях.

Из 40 видов берез, растущих только в Северном полушарии, в СССР растет около 16 видов, из которых наибольшее значение имеют бородавчатая и пушистая.(Литература 35)

Вырезание деревянной солонки.avi

2.13 Русское слово «берёза» очень древнее. В праславянскую эпоху (до 8 века н.э.) это слово звучало как berza. В индоевропейских языках слово «береза» было прилагательным и значило светлая и белая. В старину у славян год начинался не зимой, а весной, поэтому встречали его не елью, а березой. В это время земледельцы приступали к сельхозработам, а береза распускалась первой зеленью. Март был первым месяцем года до 15 века; с тех пор русский календарь был перестроен, но название сохранилось в украинском языке, где март называют березнем.
Из древних летописей известно, что в те времена, когда славяне верили в лесных, водяных и небесных духов, была у них главная богиня по имени Берегиня, мать всех духов и всех богатств на земле, а поклонялись ей в образе священного белого дерева – березы. Береза воспринималась как существо живое, могущественное, способное исполнять желания. Не случайно береза – один из главных образов народного поэтического творчества. В народных песнях, сказаниях, преданиях береза – символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласковыми эпитетами. Её называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, пушистой, веселой…
Приметы: Из березы течет много сока – к дождливому лету. Когда береза перед ольхой распустит лист, лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. В наших лесах березы старше 150 лет не встречаются. Кора стволов у березы белая, она как бы светиться в темноте. Кора у молодых ветвей красно-бурая, покрытая бородавками (чечевичками).(Литература 15)

2.14 Благодаря своим замечательным свойствам (прочность, гибкость, устойчивость к гниению), береста издавна широко применялась в быту. Все разнообразные берестяные изделия народов России можно условно разделить на 3 группы:

1 Вещи сделанные из целого куска бересты, наиболее простые по форме: чекманы (широкая и низкая четырехгранная открытая посуда), кузовки, набирушки.

2 Плетеные изделия разнообразных форм и размеров: маленькие солонички, огромные сумки – заплечники, плетеная обувь и т. д.

3 Сшивные изделия, наиболее сложные и трудоемкие: бураки, короба.

Разнообразны и способы украшения берестяных изделий: выскабливание и гравирование, тиснение и резьба, роспись красками.(Литература 25)

2.16 Чего только не делали из бересты в России! Перед началом работы саргу слегка смазывают льняным маслом. При плетении пользуются клинообразным инструментом из дерева, железа или рога лося – кочедыком (в других диалектах – котач). Лапти плетут на деревянной колодке. Плетение ведется в 3-4 сарги, благодаря чему получается прочная вещь, не пропускающая воду и воздух. Даже пастушьи рожки и детские дудки делали из бересты. Плели из этого материала болотные сапоги, непромокаемые куртки и фуражки. Кружка, солоник и лопатошник – сумочка для бруска и лопатки, которыми точат и правят косу, не были в тягость крестьянину, отправлявшемуся на пожню в жаркий день. Береста легка и прочна. Походный солоник – утушка мог служить одновременно и игрушкой. Для детей специально плели берестяные мячики, птички, погремушки.
Под влиянием предметов городского быта крестьяне – кустари делали и такие вещицы, как, например, чернильный прибор. Но самыми распространенными были корзины разных форм и емкостей, короба-чемоданы, заплечные кошели с лямками, короба для хранения муки, сумки для рыбной ловли. Говорят, что в таких сумках рыба зимой не промерзает и не портится летом в жару. Для рыбаков мастерили берестяные грузила, оплетая саргой камень, и поплавки для сетей. Оплетали бутылки берестой. Делали бутылки и из самой бересты. Всего перечислить невозможно. (Литература 4)

3 Мастера Архангельской области

3.1 Руки народного мастера, художественно преображая практически полезные вещи, превращали их в произведения искусства. В книгах, иллюстрированных альбомах находит отражение преимущественно искусство декоративного оформления изделий, а технология их изготовления и особенности материалов, применяемых в прошлом и настоящем, почти не освещены. Например, сосна, срубленная в декабре, почти в два раза прочнее сосны, срубленной в феврале. (Литература 2)

3.2 По мнению мастеров, береста насчитывает около ста цветовых оттенков: от белого, бледно-розового, янтарно-золотистого до темно-коричневого. Понимание природных свойств материала, умение выявить и подчеркнуть его красоту, с любовью сделать полезную вещь составляют удивительные свойства народного ремесла, за что и называют его искусством.

3.3 К бересте сейчас интерес особый. Она переживает свое второе рождение — «берестяной ренессанс». Среди народных мастеров, работающих с берестой, произошла своего рода специализация. Тиснение на изделиях, выплетение орнамента на изделиях простого или рафинированного из ленточек разного оттенка, берестяная скульптура, по видам изделий.
Береста, как материал, не втискивается в жесткие рамки современной технологии. Берестяную хлебницу не могут делать несколько человек поэтапно, как, например, поэтапно режут из осины деревянную хлебницу.
В избе русского крестьянина береста занимала второе место после дерева. Туеса (бураки), коробья, пестери, заплечники, кошели, лукошки, масленки, набирушки, корзинки, зобеньки, солонки, поставцы, подточильники, ягодники, подкотельники, игрушки, погремушки, и всего не перечислить.(Литература 16 )

3.4 Интересно, что в изделиях, которые выплетают мастера сегодня, редко можно встретить исполнителя, который так понимает бересту. Чаще проявляется тенденция применять ее узкие полоски, усложнять и мельчить рисунок плетения. Думается это не случайно. Современный мастер часто красивым считает сложное, изящное, миниатюрное, ярко украшенное. Полезность и конструктивность перестают быть критерием эстетического. Да и делает он берестяной предмет не для жизни, а для выставки или для продажи в художественном салоне. Распадается связь полезного, жизненного и эстетического начала, которое рождалось в рукотворном мастерстве. Ремесло — сфера создания необходимых в жизни предметов. Их утилитарность естественна. (Литература 21)

3.5 Необходимо выделить несколько общих художественных, характерных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства:

— утилитарность — практическая предназначенность промысла в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности.

— срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой.

— единство обрабатываемого материала и технических приемов.

— традиционность форм и опыта.

— коллективная природа творчества, избавляющая мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил.

— предельная экономия художественных средств.

— близость к детскому творчеству.

— нарядная декоративность, праздничность впечатления.

— при малочисленности сюжетов обилие их вариантов.

Мастера, обращаясь к одним и тем же мотивам, интерпретируют их, находят новые варианты. (Литература 22)

3.6 В этом состоит их артистизм — сделать ту же самую вещь, что и другие мастера, только иначе, чем они, по-своему и лучше.
В настоящее время большим спросом пользуются плетеные изделия, выполненные на высоком художественном уровне, имеющие утилитарное практическое значение, не только приносящие человеку пользу, но и удовлетворяющие его духовные потребности, воспитывающие и формирующие хороший вкус.
Все эти функции изделия могут выполнять при условии, если они современны по форме, оригинальны по замыслу и хорошо выполнены технически. Орнаменту, художественному оформлению внешнего вида изделия, его маркировке, товарному знаку и другим показателям, характеризующим товарный вид, придается первостепенное значение. Перегруженность орнамента несвойственна произведениям декоративно-прикладного искусства. (Литература 18 )

3.7 С середины 60-годов Архангельский союз художников, областной дом народного творчества, областной и районные музеи ведут работу по обследованию старинных центров Севера, деревень и сел Архангельской земли, выявляя потомственных мастеров, владеющих навыками традиционных ремесел.
Вот уже более 15 лет народные мастера тесно сотрудничают с Художественным фондом России, активно участвуют не только на ежегодных областных выставках, но и крупных зональных, республиканских и зарубежных смотрах. Значительно пополнились за эти годы музейные коллекции. (Литература 28 )

3.8 Современное творчество северных мастеров сегодня широко известно. Ему посвящены ряд альбомов и теоретических исследований специалистов, многочисленные популярные издания. Личность народного мастера — хранителя древней культуры — пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Личность народного мастера — хранителя древней культуры — пользуется уважением, любовью и славой. Старейшие из них прекрасно знают и помнят разнообразие форм и приемов украшения корзин, кузовов, лукошек, солонок и т. п. Плетеные изделия, в основном, сохраняют свое бытовое назначение: ими пользуются как в сельской местности, так и городе.
Искусством плетения овладели и некоторые молодые мастера, например, Юрий Ходий и Ольга Павленко из Архангельска, обучавшиеся у потомственных мастеров — вельчан Якова Григорьевича Рохина и Дмитрия Евгеньевича Задорина. С деревом сроднился известный народный мастер Александр Иванович Петухов, живущий в Коношском районе.(Литература 28 )

3.9 Запись разговора писателя О.Ларина с мастером М.Ф.Фатьяновым из Лешуконского района — это пример сохранения русского народного языка. «В прежно-то время, ковды за стол садились одну бересту и видели: блюда, солонки, ковши, стаканы, штофы. А еше на катанки береста шла, галоши из ей делали. Наденешь на валенки: хорошо идти, дробко, ноги в тепле.
Береста бывает трех сортов — тонкая, теплая, мягкая, бархатистая, растяжимая, широкопластная, — без грибка, значит, и без корок — «жирная», белая, бледно-желтая, молодавчатая. Такой здесь сроду не бывало.

— толстая, гладкая, прочная, но игловатая, разноцветная — с юга красноватая дак, а с севера — желтая. Эта еще не поспела, на другой год приду.

— и третий сорт: толстая, тундроватая, пятнистая, в шадринках вся, в коросте, усикомыми засижена. Этой здесь хоть пруд пруди. Бери, не хочу .

В прежние-то времена, не поверишь, мы лапти из ей плели, из бересты-ти. Лапти плести — не дом вести, наука не хитрая. Для одной ноги пять полос требовалось, мочишь их, окариваешь, заостряешь и в воду. Легче они тоды загибаются.» (Литература 34)

3.10 Костылев положил крест-накрест восемь двойных лычек, сложенных так, чтобы внутренняя сторона бересты была лицевой. Придерживая их зажимами, стал плести плотно, клеточку за клеточкой. Когда не было бересты, плел из бумажных ленточек шкатулки, очечник, сумочки… Если протереть лычку тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, заусенцы на них не образуются, береста становится эластичнее, утрачивает сопротивление, да и цвет проявляется активнее. Василий Алексеевич закончил плетение, отгладил и распрямил небольшой коврик из золотистых ленточек, поколотил его колотушкой, свернул в трубочку и стал формировать углы. С помощью пинцета он протягивал свободные концы лычек под соседние клеточки с внешней и внутренней сторон изделия. (Литература 30)

3.11 Считаю своим долгом вспомнить:

Продавцы увидели эту Поделку и перестали мне отдавать деревянные ящики, оставляют себе

— Михаила Васильевича Варварского из Конёва;

— кудесника Вячеслава Макаровича Трапезникова из Няндомского р-на, Лепша;

— Владимира Николаевича Бурчевского подвижника народного творчества,

— Валентину Дмитриевну Кузнецову старосту клуба «Берендей», г. Вельск;

— улыбчивых и добрых Ивана Кировича Лаврентьева и Евстафия Михайловича Дружинина из того же знаменитого клуба декоративно-прикладного искусства «Берендей»;

— Николая Александровича Уварова преподавателя из Няндомы;

— народного мастера Сергея Григорьевича Канышева с супругой Леной, обучающей детей плетению, из Каргополя;

— народного мастера Александра Владимировича Шутихина из Котласа

и многих других мастеров, которые приобщили меня своими изделиями к мастерству плетения из бересты.

3.12 В Северодвинске знаком с следующими коллегами по плетению:

— преподавателем широкого профиля Иваном Григорьевичем Клещиным,

— пенсионером Григорием Григорьевичем Порошиным,

— Владимиром Александровичем Коробковым,

Как зарабатывать на токарном станке.Вытачивание солонок и сахарниц.How to earn money on a wood lathe

— Михаилом Евгеньевичем Стрелковым и другими.

4 Рабочий инструмент и принадлежности

4.1 Инструмент плетельщика прост – это сочалка, нож-косяк, ножницы, «щемильцы» для зажима лент бересты, кочедык, помогающий продергивать ленты бересты при плетении, шаблоны, линейка, карандаш. Все это есть в каждом доме или легко можно сделать самим. Рабочее место мало и состоит из низенькой скамеечки, табурета с инструментом под сидением-крышкой и бака (полиэтиленовой емкости) для смачивания лент.

4.2 Сочалка – это старинный инструмент для безопасного снятия лыка с дерева. Простой корень, ветка или подобное из твердого дерева затачивают под двумя углами. Сочалка – это еловый сук для снятия бересты. Его можно сделать и из другой твердой породы дерева. Сочалка по форме аналогична кочедыку, но имеет рабочие плоскости, обрезанные под двумя углами.

Край бересты подрывается сочалкой от луба и тянется под углом для получения длинной ленты.

4.3.1 Нож должен быть очень острым. Удобно работать ножом, имеющим форму сапожного ножа. Ножи — косяки бывают с разной шириной полотна и разным углом скоса. Резать бересту можно носком или пяткой. Полотно ножа — косяка, изготовленное из инструментальной стали и хорошо отполированное, имеет длину 50-70 мм, ширину 10-лезвия.

4.3.2 Нож имеет прямое полотно шириной 25-30 мм и длиной 80-150 мм, длина с ручкой 180-270 мм. Наиболее удобная ручка для ножа – прямой формы с закругленными гранями и головкой, с черенком длиной 100-120 мм, шириной 20-30 мм, толщиной 12-15 мм. (Литература 2)

4.3.3 Лезвие ножа должно быть идеально острым. Фаска при заточке косяка снимается с двух сторон узкой скошенной грани под одинаковым углом. При заточке нож держат так, чтобы фаска плотно прилегала к бруску, и придают ему возвратно-поступательное движение большой амплитуды. Как только на режущей кромке появится заусенец, нож переворачивают. Доводят заточку на тонко зернистом бруске, правят на оселке, придавая ножу такие же движения, как при заточке на бруске.

4.3.4 После заточки и правки инструменты насухо вытирают, укладывают черенками в разные стороны, чтобы не повредить острие, и заворачивают в толстый холст или хранят в специальном футляре с карманчиками. Под режущие кромки следует подкладывать поролон. Для предохранения от ржавчины полотно режущих инструментов необходимо слегка протирать маслом. (Литература 2)

4.3.5 Применяются и специальные ножи-резаки с ограничителями, расположенными на длинной рукоятке. Режущая часть лезвия не должна выступать над ограничителями больше чем на 2,5-4 мм, в зависимости от толщины бересты. (Литература 23)

4.3.6 Ещё удобнее резать берестяную ленту заданной ширины специальным резаком с ограничителем. Лезвие резака прорезает бересту, а крючок ограничителя одновременно отделяет ленту от ствола

Мастер-класс: делаем доску для записей в помощь рукодельнице

В преддверии праздников, и даже скорее за несколько месяцев до них, у каждого из нас появляется столько дел и заказов, что их просто невозможно становится держать в голове! Да это и не нужно — уверена, у каждого мастера есть записные книжечки, блокнотики и файлики в компьютере со всей необходимой информацией. У меня они тоже есть, но их оказалось недостаточно, и я задумалась о доске, на которую можно будет прикалывать листочки с заданиями и откреплять, когда задание выполнено. Это наглядно, удобно и эффективно работает.

Купить серый офисный вариант доски мне не хотелось, и поэтому я сделала яркую, радужную доску, которая не только выполняет свои прямые функции, но и украшает мою мастерскую.

Для изготовления доски вам понадобятся:

1. Лист фанеры (размер зависит он размера доски, которую в итоге вы хотите получить).

2. Пробка — у меня это три кусочка пробковой плитки, которая осталась от ремонта. Можно использовать пробковую подложку, которую стелют под ламинат.

3. Ткань — размер зависит от размера доски. У меня это американский хлопок 55*100 см.

4. Клеевой пистолет.

5. Электрический лобзик или ручной.

6. Мебельный степлер.

7. Строительный нож.

8. Линейка, карандаш.

9. Рейка для рамки или тоненький плинтус.

10. Клей ПВА и кисть.

11. Акриловая краска.

12. Работящие руки любимого мужа.

Набор для специй соль, перец. Без токарного.

Доска делалась ночью, поэтому заранее извиняюсь за качество фотографий процесса изготовления

Затем выкладываем на фанеру нашу пробку и отмеряем нужный размер фанеры.

Фанера легко режется ножом, а чтобы сделать это быстро и ровно, мы используем две доски ламината, которые остались после ремонта. Кстати, таким же образом я режу длинные полоски кожи (которые длиннее моего раскроечного коврика), например ремни для сумок и рюкзаков.

Подкладываем одну доску ламината под фанеру.

Вторую кладем сверху.

Сильно прижимаем и проводим ножом.

Прорезать фанеру насквозь не нужно, достаточно прорезать ее на небольшую глубину.

Складываем фанеру по линии надреза и прорезаем ножом до конца одним легким движением сверху-вниз. Тоже самое проделываем со второй стороной фанеры. В итоге у нас получился кусок фанеры в размер пробки.

Зачем вообще нужна фанера? — спросите вы. Пробка достаточно тонкая, и чтобы прикалывая записи, вы не протыкали стену, мы подкладываем фанеру. К тому же, цельного куска пробки нужного размера у нас не было, поэтому для жесткости мы взяли фанеру, и теперь на нее приклеим пробку стык в стык.

Поскольку пробка у нас с рисунком и рельефом, то клеим ее так, чтобы сверху осталась гладкая поверхность (которая обычно клеится к полу или стенам).

Теперь хорошенечко отглаживаем и отпариваем ткань и выкладываем на нее нашу фанеру с пробкой (пробкой вниз!).

И не торопясь, равномерно и чуть подтягивая ткань прикалывает ткань к фанере.

Здесь важно и не перетянуть ткань, и не оставить ее провисшей.

Солонка из дерева. Деревянная посуда. / DIY Salt shaker made of wood

Переворачиваем и проверяем равнонатянотость ткани.

Теперь снова переворачиваем и проклеиваем по периметру ткань ПВА, чтобы ее края не расползались (можете это и не делать, так как скорее всего этого и не произойдет, но я из тех, кто трижды перестраховывается, чтобы все было сделано хорошо).

Даем высохнуть клею и в принципе доска готова, но мне захотелось сделать ей рамочку. Из рейки с пазом, с помощью лобзика или пилы со стуслом вырезаем рамочку в размер доски.

Солонка своими руками

Красим и склеиваем рамочку.

Остается вопрос — как ее повесить? Можно повесить ее как картину, на веревочке (проволочке), но мне хотелось, чтобы доска не болталась и не двигалась, когда я буду прикалывать к ней записи, и я, с большим трудом, уговорила мужа прикрутить мне ее к стене, насквозь, саморезами, в четырех углах.

Для мужа это было кощунством, но все же уговорив, на деле это оказалось очень удобно! Доска «намертво» связана со стеной, и к ней удобно прикалывать кнопки.

Теперь несколько фотографий в деле:

Спасибо за внимание, буду рада, если мастер-класс окажется кому-то полезным!