Мастер-класс Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Что такое киот? Как ухаживать за киотами? Советы от мастерской ikonostas.in.ua

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало. Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Вышивка оклада к иконе. Часть 2. Контур и нимбы.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Вышивка оклада к иконе. Часть 3. Фон и поля.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Изготовление оклада для иконы. Часть 2

Продолжаю рассказ по изготовлению более сложной части оклада. Фоток будет много, так как всё-таки 2,5 месяца работы. Конечно, максимально всё сокращённо.

Теперь рисую черновой эскиз будущей работы в CorelDRAW.

Приступаю к изготовлению венца. Т.к. венец диаметром 28 см, а у меня такого проката нет, делаю его из трёх делалей. Сделал прокат толщиной 0,8 мм, серебро 960 пробы, обрезал грубо с большим запасом по абрису головы Богородицы

Начинаю паять Пср80 бесцинковым. Т.е. по сути серебро серебром, только ниже пробой. 80-й припой практически не течёт, такой кашицей его размазываю на пределе плавления основного металла. Это сродни сварке

И так происходит за несколько раз с обеих сторон шва, периодически подчеканивая, что-то снимая бором, подшлифовываю.

И вот наконец-то швы готовы и заготовка для венца

Теперь с обратной стороны венца прочеканиваю место перелома с опушкой, где и будет находится царга

Теперь сглаживаю получившийся валик рядом с углублением

Затем руками сгибаю венец, чтобы он получился объёмным, приподнятым

Переворачиваю, паяю царгу и подгоняю абрис

Затем с лицевой стороны грибком прохожу по основному полю венца, чтобы он стал немного вогнутым. Это делается для того, чтобы после эмалирования эмаль сама чуть выпрямит эту вогнутость, т.к. она тянет металл

Теперь переворачиваю и паяю окантовочные верёвки.

Теперь формирую корону окантовочными верёвками и опиливаю её

Всё то же самое проделал и с остальными элементами, в том числе с маленьким венцом. Пошёл самый нудный процесс набора скани по орнаменту, его пайка.

Теперь чуть убираю припой, где плохо растёкся и будет мешать эмали. Самое главное, чтобы было пропаяно качественно. Затем канфарю фон

Выпиливаю окончательно опушку. Делаю подготовку поверхности для эмалирования в виде нескольких отжигов и отбелов до тех пор, пока поверхность металла не станет белоснежной, и откладываю в сторону. Приступаю к изготовлению надписей в технике выемчатой эмали.

Выпиливаю надписи, оставляя тонкие перемычки, чтобы некоторые элементы не вывалились

После выпиловки припаиваю на основу, чтобы получилось дно. После пайки опиливаю по наружному контуру, снимаю перемычки

Полка для Иконы под старину своими руками Пасха Масленица

Приступаем к эмалирования всего остального. Для всей работы я использовал 4 дулёвских эмали

Все небольшие детали я обжигал в небольшой муфельной печи

Наступила очередь большого венца

А вот очень важный момент! На этой термостойкой плите я заранее обвёл абрис венца и когда венец вынимаю из печи, снимаю с сетки, быстро примеряю на этот нарисованный абрис и двумя пинцетами, пока венец горячий, чуть его сжимаю, подгоняя точно по абрису, т. к. эмаль после расплавления искажает форму венца

Теперь отдаю всё это своей родной сестрёнке, т.к. она художник по эмали с 24-летним стажем и сделает это граздо лучше меня

Всё, роспись готова, оксидирую вот этим

Затем аккуратно с большим количеством мыла латунной кордщёткой обрабатываю оксидированный фон, чтобы убрать цвета побежалости. Если после этой процедуры что-то не понравилось, повторяю процесс уже палочкой из стекловолокна

Мастер-класс «Как вырезать икону на дереве»

Всё закончил. Вот уголочки отдельно

Теперь всё монтирую и вуаля!

Оклад от иконы Святителя Климента и Святителя Николая. Как я решала проблему?

К сожалению, фото иконы в целом так у меня и не получилась качественно. Зато другие фото в точности всё передают, что есть на самом деле.

САМАЯ КРАСИВАЯ БАГЕТНАЯ РАМКА ДЛЯ Тихвинской иконы Божией Матери

Несложные вопросы можете задавать в комментариях, сложные в личку

Мастер-класс: Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Автор — Юдов М.А.

12 апреля 2021 года 18:30 — 21:30

Изготовление киота для иконы Св. Владимира.

«Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали», — еще в начале ХХ века, незадолго до революции писал философ Е.Н. Трубецкой. Но и спустя сто лет древнерусское искусство порой кажется далёким от современного человека. Цель этого курса — познакомить с «языком» русской иконы, стилем, символикой, с самыми значимыми периодами и мастерами. Мы научимся «читать» икону, ориентироваться в храме и в музейных экспозициях, а также узнаем:

Чеканка на высшем уровне

  • как византийские художники, опираясь на античные традиции, создали особый художественный язык иконы, а затем принесли этот язык на Русь;
  • как отличать основные сюжеты и символы на иконах;
  • почему в науке так много споров об атрибуции и какие произведения созданы выдающимися мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Дионисием;
  • почему в Новое время древние образы не всегда ценили и почему икону пришлось заново «открывать» в XX веке;
  • наконец, что общего у русской иконы и авангарда и как развивается иконописная традиция сегодня.

Лекция 1 — «Рождение православной иконы. Византия и Древняя Русь».

  • Античная и христианская традиция в культуре Византии;
  • Стиль и иконография византийского искусства;
  • Крестово-купольный храм и система его декорации, место иконы в храме;
  • Споры об иконе, аргументы иконоборцев и иконопочитателей;
  • Победа иконопочитания и формирование канона;
  • Основные памятники и стили Византийского искусства послеиконоборческого периода (Македонский, Комниновский, Палеологовский периоды);
  • Особенности техники и технологии создания иконы;
  • Принятие христианства Русью;
  • Мозаики и фрески Софии Киевской;
  • Первые иконы на Руси;
  • Особенности интерпретации русскими мастерами византийских образцов.

Стоимость мастер-класса: 450 руб.

Как я изготавливал Киоты для Икон

Изготовление окладов для икон

в «Вопросах-ответах» Николая Ардабьевского довольно давно висит вопрос следующего содержания:
===
Где в Москве можно изготовить на заказ оклад для иконы? Дело в том, что в трудные годы Великой Отечественной войны моя бабушка продала оклад от нашей домашней иконы, но саму икону сохранила. Очень бы хотелось изготовить для иконы новый оклад. Елена
===

Может быть кто-то может помочь советом?

Spasitel_kamey2.jpg
418.29 KB • 927

Spasitel_kamey2_lr.jpg
43.42 KB • 517

8. Финал сборки бисерного оклада для иконы.

ййй1 001.jpg
299.74 KB • 873

Иконы написанна для Святой горы Афон. изготовлен оклад. Размер иконы 600X700мм. Оклад (басма медь, серебрение, чеканка, гальванопластика, гравировка, чернение. Камни (рубины, гранаты, хразопразы)
Цена оклада без камней 80.000руб срок исполнения 1 мес.

Изображение 011.jpg
239.57 KB • 746

Мерная икона, стоимость 15.000руб басменный оклад полированная латунь 2000руб
Срок изготовления иконы в окладе 7-10 дней

Изображение 288.jpg
379.15 KB • 526

Фрагмент басменного иконостаса г. Санкт-Питербург. Басма мельхиор (450руб дм2), золочение, чернение. Просечные венцы венцы для икон 9 шт. латунь золочение, гравировка, камни бирюза, лазурит.
Срок изготовление иконостаса 2.5 мес.

Изображение 059.jpg
223.06 KB • 416

Киот напольный 3200X1500мм.(Москва) басма мельхиор, чернение, гальваническое золочение, золочение на мардан,позолоченная латунная фурнитура, рама (ясень) резьба. Срок исполнения 2 мес. Стоимость 350.000руб.

Изображение 087.jpg
246.63 KB • 305

Как я обновила старый киот.

Фрагмент напольного киота

Изображение 014.jpg
254.7 KB • 213

Фрагмент иконостаса, Московская обл. иконопись (золочение фонов) басма (мельхиор,чернение, латунь золочение)

DSCN1323.jpg
286.5 KB • 259

Фрагмент иконостаса, басменое убранство (золочение, просечные орнаменты сеней, чернение) Цена договорная, срок исполнения 3 мес.

Прошу сообщить возможность изготовления оклада на икону.

Эскизы оклада можно сюда или в личку.
Конкретные сроки, материал, ориентировочные сроки изготовления — в личку.

Сумская Икона Процесс Создания Иконы Пророка Иоанна Предтечи Мастер Класс Поэтапное Создания Иконы

Был бы благодарен если бы кто-нибудь смог что-то рассказать про этот список Касперской иконы Божией Матери

PICT0349-1.JPG
114.25 KB • 471

PICT0360-1.JPG
114.03 KB • 565

Или, у иконописца делавшего этот список, не очень получались руки, или, т.к. писали под оклад, не очень тщательно прорисовывали.
В результате согнутый мизинец так получился.

Способы золочения в иконописи | Запись прямого эфира от 29 мая 2020

Ну а согнутый мизинец характерен для Касперской (Касперовской) иконы — см. icon-favor.ru, sv-icon.ru

Новый киот для иконы «Покров Пресвятой Богородицы».

Икона досталась после смерти бабушки жены т.ч. не очень много о ней известно.
Имеются сломанный гвозди, которыми крепился оклад и стретый лак в области руки Богородицы (видно на снимке со вспышкой) — возможно была храмовая икона и спасена в лихие годы. А может и другие причины.

В субботу сделаю другие снимки и выложу в атрибуцию.

Мастер-класс: Изготовление оклада для иконы. Часть 1

Добрый день, Иван. Как вы вовремя с МК по рамочкам. Задумал сделать рамку для фото, а опыта у меня в этом деле — ноль. Проблема возникла в подгонке стыков на углах. Приобрёл специально под это дело стусло, но оно мне мало чем помогло, стык всё равно неровный. Как вы добиваетесь идеального стыка?
А рамочки ваши красота! Руки зачесались сразу, обязательно попробую. И зря вы про дешёвый вариант, очень смотрится и выглядит недёшево!

Icon case. Киот под икону

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Игорь Александрович

Извиняюсь, забыл дописать.
Одна фотография не открывается, может можно подредактировать?

Доска для иконы. Часть 1.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Рудный

Добрый вечер Игорь. Использую такой инструмент. . Фрезером снимаю кромку на рейке ( получаются наклонные борта). На циркулярке выставляю градус (45). (Если перевести на плоскость, угол среза получается 41 — 42 градуса) Плотно прижимаю рейку косым бортом ( на схеме) и делаю рез с одного края . Таким же способом срезаю другой край переставив упор в другую плоскость. От стусла отошел давно, хлопотно. На точную подгонку терял времени больше чем на резьбу в целом. Загляни на (ivanrezba.ucoz.ru)
На моем компе открываются все фото (их семь: две — три — две). Напиши в каком разделе( абзаце) у тебя не открылось фото. Скину новое.
С уважением Ваня.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Александр Фёдоров

Иван!
В первом сообщении, между первой и второй фотографией,»висит» красный крест. ++

Вышивка оклада к иконе. Часть 1. Подготовка