Мастер-класс Как делается византийская перегородчатая эмаль

Как делается византийская перегородчатая эмаль

Уважаемые мастера, рукодельники и любители ювелирного искусства, сегодня я хочу вас познакомить с классической древнейшей техникой византийской перегородчатой эмали. К великому сожалению, знакотов и ценителей её осталось немного. Мало кто себе представляет как сложно всё это делается.

Я покажу только основные этапы, а о чём-то просто скажу, потому что абсолютно всё рассказывать и показывать почти нереально или затянется надолго. Вы, наверное, видели мастер-класс по изготовлению простого колечка из серебра (не помню кто выкладывал), так и там масса операций, а тут на несколько порядков их больше.

ГЕОРГИЙ ВЕРНАДСКИЙ. КИЕВСКАЯ РУСЬ (08)

Итак, что я взял для этого:

  • два острых пинцета;
  • остро заточенные ножницы;
  • кисть;
  • алмазный надфиль;
  • заготовка из серебра;
  • золотая проволока;
  • муфельная печь;
  • нефритовая ступка для размола эмали;
  • эмаль.

Почему именно золотая проволока, а не серебряная, спросите вы? Отвечу — так как основа у меня серебряная, в дальнейшем готовое изделие я буду золотить, а проволока для перегородок очень тонкая (0,04мм) и с торца позолота быстро слезет, потеряется эффект. Орнамент я отрисовал в программе для векторной графики Corel Draw, распечатал.

После того, как согнул, я каждый элемент припаивал по одному, да и то сложно, потому что иногда уезжают с места пайки. Причём, сначала лишь прихватывал в одном месте, затем после отбеливания прижимал и ещё допаивал. Каждый элемент приходилось паять от 3 до 6 раз.

Теперь заканчиваем набор и пайку и делаем пробник эмали. На пробник я положил и обжёг в печи несколько похожих эмалей, чтобы определиться с цветом и температурой плавления каждой.

Ну вот выбрал из синих наиболее яркий и сочный цвет, эта эмаль оказалась наиболее тугоплавкой, с неё и начнём.

Тонкое искусство филиграни | Русские самоцветы

Кстати, к этому моменту прошло уже 5 дней. Я же вам показал лишь 6 фото. Ну сами попробуйте согнуть проволочку толщиной в волос да ещё чтобы по орнаменту. Малейшее дрожание руки, неосторожное движение и либо улетела проволочка, либо согнулась не так.

Вот положил тончайшей кисточкой (три нуля) под микроскопом первый слой, положил кругляшку на сетку из нержавейки, покрытую слюдой, чтобы окалина не попадала от неё на изделие. Просушиваю. Это я описываю фото вверху.

Теперь пропускаю описание наложения ещё одного слоя синей эмали и начинаю накладывать белую поочерёдно докладывая синюю.

Теперь появляется голубая. Красную, как самую легкоплавкую, оставляю напоследок, потому что её легко можно пережечь

Так же несколько слоёв поочерёдно докладываю каждой с промежуточными просушками о обжигами. Ну и красная, которая сразу всё оживляет.

Теперь заканчиваю, докладывая все эмали. Когда все слои закончены, начинаю спиливать алмазным надфилем с водой.

Когда всё ровно запилил, получается вот это:

Поверхность матовая, её нужно сделать глянцевой. Для этого можно механически отполировать разными алмазными пастами, но это слишком трудоёмкий процесс. Я воспользовался так называемой «горячей» (или «огненной» её ещё называют) полировкой, т.е. вновь поставил в муфельную печь и обжёг. Правда, на этом всё не закончилось, пришлось ещё несколько раз подкладывать проблемные места, спиливать и обжигать, но в результате получилось вот что.

А это вам фото для сравнения размеров, чтобы понятно было. В левом нижнем углу лежат самые большие кусочки припоя (партинки называются), которые у меня остались после пайки.

Планирую этот «пятачок» использовать как вставку вверху какого-нибудь перстня. Возможно, если будет время, и боковины этого перстня сделаю в том же духе.

По этой же технологии сделан и крест, который есть у меня в магазине. Вот краткая его предыстория создания в фото:

Перегородчатая эмаль: мастер-класс. Техника перегородчатой эмали

Знаменитая ипатьевская летопись доносит до нас рассказ о дивных творениях русских мастеров-ювелиров, украшавших свои изделия финифтью – составом из затвердевшего после обжига цветного стекловидного порошка, позволявшего достигать необыкновенного зрительного эффекта. Эта технология пришла на Русь из Византии, где появилась в VI веке. В наши дни старинное слово финифть ушло из обращения, уступив место употребляемому ныне термину – художественная эмаль.

Что такое декоративная эмаль?

Прежде чем начать разговор о том, что представляет собой художественная техника, получившая название «перегородчатая эмаль», остановимся подробнее на описании самого этого состава, используемого ювелирами и мастерами декоративно-прикладного искусства. Как было сказано выше, эмаль – это порошок, полученный в результате измельчения цветных стекловидных пластин.

Смоченный водой и превращённый в сплошную податливую массу, состав наносится в ячейки, сделанные на поверхности изделия. Следующим этапом работы является обжиг. Он производится либо в печи, либо специальной газовой или бензиновой горелкой. Под действием высокой температуры ( от 700 до 900 °С) стекловидная масса твердеет и принимает свой неповторимый вид.

Особенности работы с эмалью

В зависимости от состава измельчённой стекловидной массы, температуры, а также продолжительности обжига, получившаяся в результате эмаль может иметь различную степень прозрачности либо быть совсем непрозрачной – глухой. Это открывает мастеру широкие творческие возможности, так как позволяет добиваться самых разнообразных эффектов.

Спектр техник, применяемых в работах такого рода, весьма богат, и одной из них является перегородчатая эмаль. Украшения, выполненные с её использованием, не имеют широкого распространения и считаются элитарными. Причина заключается в сложности их изготовления и невозможности механизации производственного процесса. Каждая вещь является уникальным авторским произведением. Если учесть также, что в работе часто используются благородные металлы, то становится понятным их высокая цена и низкая доступность.

Как создаётся перегородчатая эмаль

В первую очередь на золотой, серебряной или мельхиоровой (реже медной или стальной) поверхности, являющейся основой композиции, гравируется, а иногда прорезается насквозь контур будущего рисунка. Затем по его краям напаиваются металлические перегородки, толщина которых редко превышает один миллиметр. Эти перегородки, давшие название описываемому виду эмальерной техники, образуют как закрытые, так и открытые ячейки, которые заполняются ещё жидкой и вязкой разноцветной массой.

После того как в процессе обжига эмаль затвердеет, производится шлифовка и полировка изделия. Делается это таким образом, чтобы поверхность перегородок и эмали создала единую плоскость. Техника перегородчатой эмали значительно усложняется тем, что при обжиге слой материала подвергается усадке и становится ниже перегородки. В результате приходится пополнять ячейки и заново обжигать изделие. В зависимости от целого ряда технических факторов и художественного замысла автора, обжиг может повторяться от пяти до ста раз.

Уникальные изделия и ширпотреб

Следует заметить, что невозможность влиять на процессы, протекающие в эмали при воздействии высоких температур, обуславливает оригинальность и неповторимость каждого изделия. Дважды добиться одного и того же эффекта практически невозможно, поэтому каждое произведение, выполненное в этой технике, уникально.

Перегородчатая эмаль не является единственной эмальерной техникой в декоративно-прикладном искусстве. Наряду с ней широко используется и так называемая выемочная. От перегородочной она отличается тем, что стекловидным составом заполняются не ячейки, образованные напаянными перегородками, а специально сделанные углубления, форма которых соответствует линиям рисунка. В современном производстве бижутерии с этой целью обычно применяются штампованные заготовки или сделанные путём литья. В этой же отрасли при изготовлении изделий ширпотреба используется и имитация перегородчатой эмали.

Эффект оконных витражей

Перегородчатая эмаль имеет и ещё одну разновидность. Она носит название витражной или оконной эмали. Это техника характерна тем, что в ней не используется металлическая основа. Своё название она получила из-за того, что выполненные на её основе изделия напоминают по виду витражи окон. Они полностью прозрачны, и свет, проникая сквозь стекловидную массу, создаёт иллюзию цветного витражного стекла, обрамлённого металлом.

Изделия, выполненные в этой технике, необычайно красивы. Металлический каркас, заполненный эмалью, выглядит как тонкое кружево, сделанное из золота, серебра или меди. Он изготавливается путём выпиливания или монтирования и последующей спайки деталей, изготовленных из скрученной особым путём проволоки. Цветная эмаль, заполняющая промежутки между перегородками, создаёт непередаваемую игру света.

Традиции китайской эмали

В истории декоративно-прикладного искусства особое место занимает китайская эмаль. Перегородчатая эмаль, называемая клаузане, не была изобретением самих китайцев, а попала к ним из Франции, но получила своеобразное развитие, обусловленное местными национальными традициями. От своего первоисточника она унаследовала главным образом название, происходящее от исковерканного французского слова Cloison – «перегородка». До появления в Китае этого вида эмальерной техники там использовался её выемочный вариант.

В Дворцовом музее Пекина в большом разнообразии экспонируются произведения декоративно-прикладного искусства, среди которых особо выделяется китайская эмаль. Перегородчатая эмаль представлена, главным образом изделиями XV века периода Сюаньде и Цзинтай. Это неслучайно, так как период династии Мин, к которой принадлежали упомянутые правители, считается временем наибольшего расцвета этой области искусства. На основе собственных технологий, а также заимствованных в Европе, китайские мастера с необыкновенной фантазией украшали настольные и напольные вазы, чашки, конфетницы, а также разнообразные лампы.

Художественная эмаль из Грузии

Особым почётом у коллекционеров и просто любителей искусства пользуется также грузинская перегородчатая эмаль. Её наиболее ранние известные образцы относятся к IX веку, причём изготовлены они были по той же технологии, что используется в наши дни. Искусство Грузии, которое отличает своеобразный колорит и неиссякаемая энергия, воплотило в себе многие европейские и восточные традиции. Именно поэтому в него столь органично вписалась перегородчатая эмаль, технология которой пришла в эти края из Западной Европы. Здесь она не только была освоена, но и получила дальнейшее развитие, благодаря которому появились многие шедевры национальной грузинской школы.

Эмаль в минувшие времена и сегодня

Известно, что мастера перегородчатой эмали прошедших веков использовали для получения нужного им состава иные компоненты, чем их современные последователи. В одном из старинных рецептов сказано, что для приготовления эмали требуется одна часть чистого кварцевого песка, одна часть борной кислоты и две части свинцового сурика. Для придания составу нужного цвета использовались различные пигменты в виде окисей кадмия, кобальта или меди.

Ювелирные изделия в технике перегородчатой эмали

В XX веке техника эмали вышла за рамки своего традиционного использования и, кроме декоративно-прикладного искусства, стала применяться везде, где требуется создать долговечную и химически стойкую поверхность. Появились технические эмали. Соответственно, изменилась и технология их приготовления.

Перегородчатая эмаль: мастер-класс

В завершение статьи мы приводим подробный рассказ о том, как самому изготовить панно, выполненное в технике перегородочной эмали. Этот своеобразный мастер-класс позволит каждому желающему попробовать свои силы в создании произведения декоративно-прикладного искусства.

Прежде всего нужно взять подходящую по размеру и толщине медную пластину и отжечь её до появления красного цвета, а затем охладить в воде. Это придаст материалу мягкость и предохранит от деформации при дальнейшем обжиге самой эмали. После этого пластина вытирается и тщательно зачищается наждачной бумагой. Не следует добиваться идеально гладкой поверхности, так как легкая шероховатость будет способствовать лучшему соединению металла с эмалью.

От нанесения рисунка до установки перегородок

Следующий шаг – нанесение на пластину рисунка. Это может быть как собственная композиция, так и перенесённая из книги с помощью кальки и копировальной бумаги. Чтобы изображение было более чётким, пластину можно предварительно покрыть белой гуашью. Когда рисунок обозначен, его следует процарапать с помощью стальной чертилки, применяемой в слесарных работах. После этого пластина тщательно промывается и ещё раз прокаливается на огне.

Для изготовления перегородок рекомендуется использовать медную проволоку диаметром примерно 0,8 миллиметра. Её предварительно пропускают через вальцы или просто расплющивают молотком. Получившаяся полоса приклеивается ребром к пластине, в точности повторяя линию рисунка. Для этой работы обычно используют спиртовой клей БФ-6.

Нанесение эмали и обжиг

Для изготовления панно следует применять эмаль в виде порошковой массы. В продаже бывают её разновидности с добавлением золотых или серебряных частичек, что придаёт изделию более дорогой и изысканный вид. Порошок разводят водой и образовавшейся массой заполняют промежутки между перегородками. Для этой цели удобно использовать шпатель и кисть. Важно, чтобы слой эмали был равномерно уложен ровно по высоте перегородок.

На следующем этапе потребуется сушильная печь. В ней изделие просушивается при температуре 60 °С до тех пор, пока из эмалевой смеси полностью не испарится вода. По завершении этого процесса пластину на подставке из жаропрочной стали помещают в муфельную печь и производят обжиг. Если есть возможность регулировать температуру в печи, то желательно довести её до 850 °С, если нет, то нагрев следует продолжать до тех пор, пока поверхность изделия не станет глянцевой.

Завершающий этап работы

Убедившись, что обжиг завершён, пластину достают из печи при помощи длинных щипцов и, положив на металлическую поверхность, прижимают сверху плоским и ровным грузом, вес которого должен быть не менее десяти килограмм. В таком виде изделие остывает. Затем груз убирают и надфилем производят зачистку неровностей и удаление окалины.

Перегородчатая эмаль – техника непростая, и с первого раза художественные качества изделия могут оказаться неудовлетворительными. В этом случае можно добавить в ячейки необходимое количество эмали и повторить обжиг, но делать это можно не более четырёх раз, так как при большем количестве этот вид эмали обесцвечивается.

Изготовление браслета в технике «Горячая перегородчатая эмаль»

Вид творчества/техника/стиль: горячая пререгородчатая эмаль на меди

Материалы:Медь листовая толщиной 0,7мм., медная проволока толщиной 0,6мм, клей БФ6, ювелирная эмаль, ножницы, плоскогубцы. натфили, зубочистки, кисточки, вода, наждачная бумага. Так же нам нужна муфильная печь для обжига работы.

Как правильно наносить горячую эмаль | Ювелирное дело

Время работы: 12 час

Сложность:3,5

наносим холодную эмаль

Примерное время изготовления данного браслета 10-12 часов, из-за большого количества деталей, на каждый фрагмент уходит примерно 2 часа или чуть больше.

Описание самого процесса:

2.Сначала делаем эскиз в масштабе 1:1. после это вырезаем из медного листа основы для деталей. Их необходимо очистить и обезжирить.

Для удобства я их пронумеровала.

После этого в верезанных основах при помощи шила или дрели проделываем необходимые отверстия.

2.Затем приступаем к изготовлению перегородок:

Имитация перегородчатой эмали и изразцов

Для этого берём медную проволоку,плоскогубцы и круглогубцы. Из фрагментов проволоки выгибаем по контуру эскиза детали рисунка, их надо будет обстучать немного на наковальне, чтобы они стали идеально плоскими и хорошо прилегали к медной основе.

Онлайн мастер-класс. Волшебный узор. Перегородчатая эмаль.

3. На следующим этапом мы при помочи небольшого количества клея БФ6 приклеиваем все перегородки и помещаем после этого под прес на пару часов, для лучшего прилегания к основе.

4.После того как мы вынули основу с прегородками из под пресса, закладываем эмаль. Наиболее удобный для меня способ это разбавить эмалевый порошок водой, до консистенции сметаны и при помощи тонкой кисточки или зубочистки закладывать его в заготовку.

В отличае от обычных красок, краски для горячей эмали не смешиваются в привычном нам понимании. Если их смешать то получится неоднородная масса из крупинок обоих смешиваемых цветов. По этому каждый цвет или оттенок это новая баночка с эмалью.

В качестве небольшого отступления замечу, что эмаль продаётся в двух видах: или уже молотая, или в виде стеклянного кирпича; который надо самостоятельно сначала разбить, затем размолоть и промыть.

У меня эмаль хранится в таких вот баночках:

Роспись часов в технике Имитация перегородчатой эмали

5. После заполнения заготовки, ей надо дать полностью высохнуть, это позволяет избежать пузырения и разбрызгивания эмали при запекании.

6. После полного высыхания перекадываем заготовки на подставку и помещаем в уже разогретую муфельную печь (температура внутри примерно 800-850 градусов ) буквально на несколько минут.

После того как мы вынули наши эмали из печи, им надо дать остыть при естественной температуре не снимая с подставки, в противном случае эмаль может потрескаться.

7 и 8 представляют внешний вид работы после запекания.

Чёрные пятна на меди называются окалиной. Её необходимо счистить как с лицевой, так и с обратной стороны изделия при помощи натфилей и наждачной бумаги( только для оборотной стороны) так, чтобы не повредить и не поцарапать эмаль.

9.После зачистки работа промываеться с мылом в воде, для удаления частичек грязи и при помощи плоскогубцев скрпляем все части колечками подходящего цвета и прикрепляем замочек.

И вот браслет готов:

По сложности я бы оценила данный процесс на 3. МК требует понимания основных приемов, опыт создания работ похожей сложности.

На мой взгяд, тут основная сложность это количество времени, которое нужно потратить на изготовление изделия.

Разговор о горячей эмали

Спасибо за внимание. Если я нарушила какое-то правило, то исключительно по незнанию, я здесь новичок.

Грузинская перегородчатая эмаль — тбилисская мастерица показывает, как это делать пошагово

Если вы однажды заглянете в мастерскую эмальера, вы больше никогда не скажете, что грузинская перегородчатая эмаль стоит дорого.

Заниматься эмалью может не каждый художник — для этого дела годятся только самые усидчивые, терпеливые и вдумчивые ювелиры.
На одно изделие может уйти до нескольких дней кропотливой работы — ну, по крайней мере, если считать с момента, когда отливается серебряная форма — то есть, появляется прототип вашего кольца или другого украшения.

О том, как делается грузинская перегородчатая эмаль и как выглядят будни грузинского эмальера мы попросили рассказать мастерицу Тамар Карумидзе.

Мастерская Тамуны — у нее дома, на старинной улице в центре Тбилиси. Здесь шумно с самого утра — уже в десять, когда я прихожу в залитый тбилисским солнцем двор, из квартирки Тамуны раздается гудение станка и слышатся женские голоса. Тамуна гнет перегородки для пока еще несуществующего кольца, ее помощницы шлифуют уже законченные изделия. Котенок Снуппи гоняется за мухой, потом с восторгом отвлекается на подол хозяйкиной юбки, развеваемый сквозняком.

Как создаются украшения в технике минанкари

В открытую дверь то и дело слышны выкрики тбилисских разносчиков:
— Мацони!
— Зелень!
— Аба, базари! Фрукты, картошка!
Это все очень колоритно и уютно.

Во время работы Тамуна часто что-нибудь напевает, иногда включает музыку. Выглядит всегда веселой и радостной — как будто села за любимое дело только что и ненадолго,
а не работала над своими эмалями ночь напролет.
Летом такое — работа чуть ли не сутками — случается нередко. Сезон — объясняет Тамар.
— Почему, — спрашиваю, — туристы раскупают?
— Да нет, просто по-настоящему актуальны украшения летом: их хочется носить в открытом декольте, на загорелой коже.

Сама Тамуна украшения носит редко — я видела на ней только крестик собственной работы.
Кольца в работе мешают и могут испортиться, объясняет мастер.
Например, во время шлифовки готового изделия — здесь просто необходимо снять с рук все лишнее.

Но давайте наконец расскажем пошагово, как изготавливают ювелирные изделия в технике грузинской перегородчатой эмали.

Сначала автор выбирает форму изделия — покупает у ювелира готовую, или заказывает ему по индивидуальному дизайну. У каждой заготовки под перегородчатую эмаль есть специальные углубления, эмальеры называют их “бассейнами”. Предназначены они для как раз для заполнения эмалью. Делается это так. На дно бассейна выкладывают перегородки — тончайшие полоски из серебра, из которых эмальер, мастерски сгибая их пинцетом, делает затейливые узоры. Иногда это национальный орнамент, иногда абстракция, иногда — рисунок с сюжетом.

Ой! Технология настолько сложна, что мы успели забыть первые два шага! Прежде чем перейти к перегородкам, нужно аккуратно отшлифовать дно бассейна, а потом выложить его первым слоем эмали. Этот первый слой — прозрачный, на языке профессионалов он называется “фондон”. Перегородки на обожженный фондон крепятся обычно клеем, но для экономии времени некоторые эмальеры аккуратно вставляют их во влажный слой эмали и вместе с ней обжигают в муфельной печи на высокой температуре. Перегородки впаиваются в эмаль, которая при комнатной температуре быстро превращается в тонкий слой стекла.
Итак, перегородки есть. Теперь мастер заполняет их цветной эмалью. Цвет — это, в общем, самая соль перегородчатой эмали. Эмальер хорошо чувствует цвет, любит его, смело с ним экспериментирует и не боится неудач.

Тамар не просто не боится неудач, она в них просто не верит. Пробы и ошибки — основной двигатель творческого процесса, — считает она.
— Из случайно ошибки может получиться новая неожиданная техника, — говорит Тамар. И показывает примеры своих некогда “ошибок”. Несведущий, скорее всего, и не поймет, в чем именно разница, а заметит только необычную глубину стеклянной поверхности, или на удивление яркое сверкание серебра из-под нее.
В общем, не надо бояться ошибки, но тем более, не нужно говорить себе, что уже все знаешь.
Эмаль — это сложный творческий процесс, и каждое новое украшение заставляет эмальера сделать какое-нибудь новое открытие. Именно поэтому не существует двух одинаковых изделий, выполненных в этой технике. Все они уникальны.

Серебряные и золотые украшения с перегородчатой эмалью, которые вы видите на полках магазинов в Грузии — это полностью ручная работа. Даже если у кого-нибудь появится желание автоматизировать процесс, это просто не получится — очень уж тонкая это работа. Судите сами, мы сейчас продолжим знакомство с этой техникой.

Заготовку, покрытую фондоном с припаянными перегородками заполняют цветной эмалью постепенно. Сначала наносят темные тона, потом более светлые. Технике смешивания цветов невозможно научиться теоретически, каждый эмальер находит собственные миксы интуитивно и исключительно на практике. Заполнив углубления эмалью (а мы уже сказали, что она выглядит как цветной песок?), изделие снова помещают в печь. И снова извлекают из нее а потом наносят те же (или чуть-чуть другие) цвета поверх первого слоя цветной эмали. Затем снова печь, а потом, вполне возможно, и третий слой цвета. Когда углубления между перегородками почти заполнены, бассейн снова покрывают фондоном — прямо так, поверх цветного фона.
После того, как и этот, верхний, слой расплавится в печи, изделие начинают шлифовать. Убирают неровности и шероховатости с серебра, выравнивают остекленевший эмалевый слой. Каждое изделие проходит по крайней мере три цикла шлифовки, а потом его полируют. Мы сняли небольшое видео о том, как это делается.

А какой из этих шагов — самый сложный? — спрашиваю я Тамуну.

— Для меня они все одинаково любимы, — отвечает она, и я понимаю, что она не преувеличивает, потому что выглядит она как человек, занятый любимым делом. Такие люди вдохновляют, у них хочется спрашивать — как им удалось его найти, свое дело?

Тамар говорит, что все произошло случайно и довольно спонтанно.
— У меня была одна очень активная соседка, однажды я ее спросила про эмаль, просто так, на всякий случай. И оказалось, что она знает, где этому можно учиться.

Тамуна стала учиться и довольно быстро почувствовала, что попала в точку. Тогда она поднакопила денег, заручилась поддержкой родных и купила все необходимое оборудование. То есть муфельную печь для обжига, шлифовальный станок и “бормашину” для обработки серебра. Сначала работала на один из тбилисских брендов, но вскоре поняла, что хочет быть самой себе хозяйкой. И стала свободных художником-эмальером.

— Первый успех эмальера — это когда тебе начинают платить предоплату, — объясняет Тамуна, — ведь конкуренция в Грузии огромная, большинство ювелиров сдают свои изделия в магазины, а деньги получают только после того, как украшение продастся.
Сейчас украшения Тамар Карумидзе уже узнают — по почерку и по ее любимым цветам. Тамар любит синие, зеленые тона, мастерски смешивает розовые, коричневые и темно-красные композиции. Успела обучить несколько десятков учеников — эмали в Грузии учатся, в основном частно, хотя в последние годы появились профессиональные училища, которые предлагают класс по этому предмету.

Учиться эмали могут и ненадолго приехавшие в Грузию гости — Тамар Карумидзе будет рада провести для вас мастер-класс, во время которого вы сами сделаете собственное авторское украшение из серебра в технике грузинской перегородчатой эмали. Хотите? Напишите нам!

— Я очень хочу работать и верю, что у меня все получится. У меня всегда так бывает: если по-настоящему захотеть и вложиться душой, все получается, как нужно.

Текст и фотографии: shupaka
Украшения на фото: Тамар Карумидзе
© Friend in Georgia

Что такое перегородчатая эмаль? Свойства, применение и цена перегородчатой эмали

В Грузии ее именуют минанкари, в Китае дзинтай лань, в России перегородчатой эмалью. Родом техника из Древнего Египта. Расцвет связан с Византией. На пике популярности перегородчатая эмаль была с 8 века до конца Средневековья.

Византия – центр католичества. Средневековье – эпоха, когда церковь главенствовала и в государствах, и в умах. Не удивительно, что многие сохранившиеся иконы, кресты, панагии выполнены в технике перегородчатой эмали.

В 20 веке в связи с коммунистическими настроениями монахи утеряли мастерство. В феврале текущего года появилось сообщение, что владение техникой перегородчатой эмали вернули служители Варзама.

DIY Аризема трехлистная. Перегородчатая эмаль. ��������

Это один из монастырей Грузии. В светском же плане перегородчатая эмаль в украшениях оставалась всегда, хоть и не массово. Один из ассов техники – Фаберже. Он, к примеру, создал «Клевер».

На фото яйцо Фаберже «Клевер»

Это пасхальное яйцо подарено Николаем 2 его супруге. Изделие словно соткано из золотых трилистников. Именно такие у клевера. Внутри лепестков – эмаль. Но, о сути техники поговорим в отдельной главе.

Что такое перегородчатая эмаль?

Грузинская перегородчатая эмаль минанкари, как и китайская, византийская, — заливка стекловидной массой рисунка, внешние и внутренние контуры которого являются металлическими перегородками.

Они разделяют эмаль, не давая ей растекаться, смешиваться цветам. Получается этакая вязь, только из металла и стекла. Изделия выглядят ажурно. Зачастую, перегородки крепятся на основе.

В ее роли выступают тонкие листы золота, серебра, меди. Реже ювелиры работают с мельхиором, сталью. На них процарапывается эскиз – подобие гравировки. В углубления ее контуров и впаиваются металлические перегородки.

Перегородчатая эмаль на меди часть 1

Сама эмаль – кварцевый порошок с добавленными к нему красителями. Он засыпается в формы сухим. Сплавляются частицы в специальных печах. В них поддерживается температура от 700 до 900 градусов Цельсия. Промышленные образцы стоят около 100 000 рублей. Будь градус ниже, стекловидная масса не запечется.

Описание и особенности

Горячая перегородчатая эмаль запекается многократно. Размягчаясь, порошок кремнезема оседает, хоть изначально заполнял ячейки композиции до краев. Мастера достают изделия, дают им остыть, досыпают порошок и снова в печь.

В итоге, перегородки и слой стекла должны быть вровень. Если после запекания есть отклонения, украшения шлифуют. Легко представить обработку миниатюрных кулонов, браслетов.

Однако, историческая перегородчатая эмаль из Китая – сплошь большие формы. Их заказывал императорский двор, в частности, правительница Дзинтай, вошедшая на трон в 1450 году. Представляете, как кропотливо и долго шлифовалась перегородчатая эмаль в вазах метровой высоты?

создание эмали

Техника перегородчатой эмали, в принципе, не поддается механизации. И шлифовка, и разрисовка основы, и пайка перегородок, и насыпка в них порошка – ручной труд. В 21 веке его делают, как и во времена правления Дзинтай.

Эмаль, названная ее именем, отличается обилием лазурных тонов и золота. Синие тона получали, перемалывая минералы, в частности, азурит. Традиция, опять же, остается неизменной. Смешивая порошки красочных камней с бесцветным кварцем, ювелиры получают натуральные, насыщенные, безвредные краски.

Прозрачная кварцевая эмаль ложится в основу грузинской перегородчатой эмали, китайской, японской и прочих техник. Бесцветное стекло делает «отбивку» от металлической пластины.

Иначе, возможно искажение цвета слоев стекла. Исключением служат витражи. В них стекло открыто с обеих сторон. Вязь перегородок из металла держится лишь за счет внутренней спайки и стеклянных распорок.

ГОРЯЧАЯ ЭМАЛЬ | Эксперименты с горячей эмалью

Перегородки в технике нанесения перегородчатой эмали редко больше миллиметра в толщину. Обычно, контуры узоров составляют доли миллиметра. Тончайшие нити металла напоминают паутину. Она невесома, но прочна и красива. Припои для перегородок, кстати, обязаны быть тугоплавкими. Иначе, в печах узор разойдется по швам.

Стекло не всегда прочно. Заливка горячей эмалью дает похвальную твердость в 7-8 баллов по шкале Мооса. Но, существует, так же, техника холодной заливки. Для нее используют жидкие полимеры.

По сути, это пластмассы. Они сразу заполняют ячейки. Сам материал уязвим, к тому же, нет многослойности. В итоге, холодная эмаль легко царапается, уязвима перед бытовой химией. Уступает и градус запекания изделий. Чтобы эмаль в них затвердела, необходимы лишь 450 по шкале Цельсия.

Холодную эмаль часто используют для реставрации классических украшений, чтобы хоть немного продлить им жизнь. Реставрация в горячей технике стоит как новое изделие, да и делается единицами мастеров. В российской глубинке, к примеру, ювелиров, владеющих перегородчатой эмалью, найти сложно.

Применение перегородчатой эмали

О месте техники в церквях уже говорилось. Понятно, так же, что японская перегородчатая эмаль, китайская или кельтская, применялись и применяются в серьгах, колье, брошах, да браслетах. Упоминалось о стекловидных узорах в сувенирах, вазах и витражах.

Но, по сути, перегородчатая эмаль может использоваться повсеместно. Создаются столешницы с ячеистым рисунком, картины, дверцы шкафов. За подобные работы мастера перегородчатой эмали берутся за десятки тысяч долларов. Понятно, почему подобных изделий единицы.

Твоё Ремесло. Часть 46: Перегородчатая эмаль.

На фото процесс нанесения перегородчатой эмали

Воссоздать красоту техники в бюджетных рамках позволяет имитация перегородчатой эмали. Ее делают с помощью акрилового грунта и контура по стеклу, металлу. Мастера рекомендуют контуры Pebeo.

Он выше остальных. Масса, выдавливаемая из тюбика, служит перегородками. Поэтому и важна высота контура. Грунтовка заполнит ячейки, когда те застынут. Верх грунтовки покрывают краской-лаком. Она берется цветная, имитирует эмаль. На нее краски похожи, поскольку глянцевые и непрозрачные.

Специальный воск поможет сымитировать патину, то есть, искусственно состарит композицию. Оформляют ее с помощью натуральных кистей. Обычно, берут с беличьим волосом. Он мягкий, податливый.

Только вот, очистить кисти от лаков сложно. Выручит уайт-спирит. Это средство используют строители, к примеру, при монтаже пластиковых окон. Уайт-спирит затирает и вычищает все швы, пятна, «посаженные во время работы.

Работая с имитацией перегородчатой эмали нужно учесть разъедающее свойство жидкости. Протираем кисти быстро и аккуратно, чтобы снять лишь лак, а не беличий ворс.

Кулон «Сердечко». DIY Перегородчатая эмаль на серебре.

Чтобы акриловая грунтовка и контур легли ровно, мастера тщательно шкурят основу. Это могут быть изделия из металла, дерева, стекла, пластика. Далее, приклеиваем на поверхность бумажный эскиз и обрисовываем его линии акриловым контуром. Листы не зачищают. На ворсистую поверхность краски лягут неровно.

Добиться равномерности контура поможет опора локтя. Положите его на стол, и узор выйдет ровным. Плюсом, прижмите носик тюбика к бумаге под углом около 40-ка градусов. Контур будет выдавливаться как бы из-под носа тубы. Это тоже делает стенки «эмали» прямыми и высокими.

Когда контур застынет, обрабатываем заготовку спиртовой морилкой. Она размочит лист с эскизом. Можно наносить состаривающий поверхность воск, грунтовать и покрывать лаками. Последние берем тонкими кистями, добавляя в ячейки узора капельками. Переборщишь, краски польются через бортики контура.

Краски-лаки сохнут от суток до трех. После, творение готово, возможно, к продаже. Купить перегородчатую эмаль-имитацию желают многие. Изделия эффектны, но доступны.

Цена и отзывы

В чем на современном рынке выражается перегородчатая эмаль? Цена выставляется, в основном, на миниатюрные изделия типа браслетов, заколок, подвесок. Из посуды технику перегородчатой эмали применяют к блюдцам, чашкам и чайничкам для заварки.

Стеклом, так же, украшают письменные ручки, вазы, шкатулки. Их стоимость зависит не только от запросов мастера за свою работу, но и цены основы. Золотое изделие, к примеру, и без заливки стеклом, элитно.

Однако, даже с грошовой основой перегородчатая эмаль не бывает дешевой. На серебряном кольце весом около 6 граммов она стоит от 4 500 рублей. Открывающийся кулон «Сердце» с горячей эмалью оценивают примерно в 10 000 рублей. Это при массе в 11 граммов. Около 7-ми из них приходятся на серебро.

Шкатулка 20 на 10 сантиметров в китайском стиле с пекинской эмалью обойдется от 17 000 до 35 000 рублей. У изделия деревянный постамент, но металлический короб с крышкой. Использована медь.

Ценник колеблется в зависимости от толщины перегородок и размеров ячеек, сложности узора. Есть изделия, краски в которых нанесены крупными «мазками», а есть творения с обилием миллиметровых отсеков для стекла. Если вместо последнего взят пластик, то есть холодная эмаль, стоимость вещи падает примерно в 6 раз. Имитации техники дешевле в 9-10 раз.

Минанкари.перегородчатая эмаль. Мастер класс.

На цену изделий с горячей эмалью влияет, так же, толщина ее слоя. Обильная заливка скрывает филигранность основы. Меж тем, идеальные формы металла тоже ценны. Чтобы подчеркнуть их, а заодно и свое мастерство, ювелиры наносят эмаль тонкими слоями.

Они расцвечивают украшения, предметы быта, но не скрадывают их изгибы. Тенденция тянется из 15 столетия. До этого, публику устраивала грубая обработка камней и сплавов.

Имитация перегородчатой эмали акрилом. DIY декор зеркала в восточном стиле. МК Натальи Удовиной.

Достаточно вспомнить массивные египетские драгоценности. На таких гармонично смотрится столь же грубая эмаль. В 21 веке ее считают пережитком прошлого, используют лишь при создании этнических образов.