Мастер-класс Как легко запарить батик

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Как убрать воск в горячем батике? Как удалить воск после росписи ткани в технике горячего батика.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Поговорим о батике. Ответы на вопросы, творчество, материалы, обучение. Вебинар в прямом эфире

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Материалы и инструменты для мастер-класса по батику.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Как легко запарить батик

Обычно процесс запаривания пугает новичков. Ведро, подвешивание кулька, одеяло, прислушивания — кипит-не кипит, при этом излишнее бурление воды может испортить не только работу, но и настроение. Хочу поделиться способом, который поможет легко справиться с этими страхами и даст возможность запарить батик без «косяков».

Знаете сказку про «горшочек, вари»? У меня это сказка стала былью примерно год назад. Купила я себе по случаю один очень полезный девайс кухонный, который практически заменил мне плиту Называется скороварка Unit. Готовит быстро и практически без моего участия. И вот я задумалась — а не может ли эта скороварка помочь мне в запаривании батика? Оказалось, что запросто. Делюсь с вами технологией))

Естесственно, что если у вас такой штуки нет, то нужно будет купить. Сразу скажу, что опыты с обычными мультиварками (без функции скороварки) я не проводила, поэтому кто хочет поэкспериментировать — расскажите потом. Я свою помощницу покупала на Озоне. Ее и выпускают спешл фор Озон, поэтому ищите и обрящете. То, что она еще и каши варит и прочие супы и рагу, только добавляет ей очарования, но самое главное ее достоинство — это цена — меньше 3 тыс. руб. Предположим, что Вы уже обзавелись своим чудо-горшочком, нарисовали очередной шарфик или платочек парозакрепляемыми красителями и подошли к самому ответственному этапу — запариванию.

Все, как обычно: раскладываем тряпочку, на нее наш шедевр (у меня на одном куске два шарфика, я их пока не разделяю)

Разговор о творчестве, о батике 10 декабря, в 19.00 (мск)

Заворачиваем свободные края наверх

И начинаем сворачивать «колбаску». Здесь самое главное, чтобы «колбаска» была не очень широкой. Большие платки я иногда сворачиваю по диагонали — это дает возможность потом впихнуть упаковку в скороварку)))

Получилась вот такая вот «колбаска»

Теперь раскладываем газету в один слой, «колбаску» сворачиваем в «бублик»

Сворачиваем плотненько и заворачиваем все в газету. Возьмите еще один лист и снова заверните, край листа подогните вовнутрь.

Газета нужна для того, чтобы принять на себя возможный конденсат. По этой технологии не требуется ничего подвешивать или закреплять, никаких одеял и полотенец.

Открываем скороварку, наливаем в чашу немного воды.

. устанавливаем решетку для приготовления овощей на пару (да-да, она еще и пароварку заменяет))), а еще и печь может, и еще много чего, но нас она интересует сейчас с другой стороны;))

И укладываем сверток

Обратите внимание, что сверток лежит так, чтобы та часть, где плотность газет выше, оказалась вверху.

Закрываем крышку, иногда приходится сверточек плотно прижать — не страшно. Если не влезает, попробуйте развернуть и проделать историю с колбаской и бубликом снова, только колбаску делайте потоньше, поплотнее. Газет обязательно два слоя! Иначе я за результат не ручаюсь))

Устанавливаем клапан в положение «Гепметично»)))

(это единственный «косяк» этой скороварки))))

устанавливаем программу «медленноварка» — она позволяет установить время до 1 ч 40 мин. (Время добавляется кнопкой «установка времени» — никакой интриги)) Это самая длинная программа. За это время обычно скороварка успевает сварить холодец. или запарить большой кусок шелка))

И идем заниматься своими делами. В принципе можно поставить и поменьше времени, тут уж кто как любит) Я люблю подольше, чтобы без сюрпризов. Минут через 5-10 скороварка наберет давление и начнется обратный отсчет. По окончанию вы услышите призывный писк и скороварка перейдет в режим подогрева. И вот здесь мешкать нельзя. Быстрее бегите с первым писком к скороварке, выключайте ее, берите кухонное полотенце, сворачивайте его в несколько слоев, кладите сверху на клапан и поворачивайте его в положение «выпуск пара». Полотенце убережет вас и окружающие предметы от сильной струи пара. Когда пар вышел и шипение прекратилось, можно открывать. Не пугайтесь, когда увидите мокрую газету. Быстрее разворачивайте и освобождайте свою прелесть)) Если затянуть этот момент, то горячие капли могут попасть и на работу, поэтому не рискуйте!

Ну и все, дальше все как обычно — выполаскиваем (хотя я это делаю на следующий день, опять же — по моим наблюдениям — чем дольше перерыв между запариванием и стиркой, тем лучше), сушим, гладим и обрабатываем края.

Сейчас я практически отказалась от запаривания в ведре, только если кастрюля из скороварки занята))

Метод ни разу не подвел, при условии, что технология точно соблюдена, конечно.

Удачи вам, мои юные любители батика! Творите свои шедевры и используйте новые технологии на свое благо!

Мастер-класс

01.04.2022 // Парозакрепляемые краски для батика

Обзорные статьи про краски и резервирующие составы для батика были написаны для журнала Проделки при поддержке студии MASTERKLASS.INFO.

Для начала нужно четко усвоить, что предлагаемые краски делятся на две категории по способу закрепления: закрепляемые паром и закрепляемые утюгом (термозакрепляемые).

Краски для батика, закрепляемые паром, принято относить к профессиональным. Правильней назвать их красителями — они проникают внутрь волокон ткани, пропитывают ткань насквозь, оставляя неизменной ее фактуру: расписанный шелк сохраняет свою мягкость и пластичность. До тех пор, пока расписанная ткань не подвергнется запариванию (закреплению красителей паром) в роспись можно вносить изменения — размывать водой или красителем возможные кляксы или затеки. Это очень полезное качество — особенно для новичков — когда знаешь, что возможные ошибки легко исправить, то чувствуешь себя уверенней! Для профессионалов же это свойство красителей открывает дополнительные декоративные возможности и в холодном батике, и в свободной росписи (акварельной технике) и в горячем батике.

Нужно знать, что высыхая цвет красителей светлеет и слегка тускнеет, но после запаривания, цвет вновь становится чище, оттенки богаче, контрасты выразительнее. Это следует учесть, если расписывая ткань, вам надо точно «попасть» в конкретный цвет.

Мастер-класс по росписи войлока в технике холодного батика «Снегири»

Как запаривать батик?

Как же осуществляется процесс запаривания расписанной ткани? Самый доступный способ — на кухне, используя большую кастрюлю или ведро. Самый надежный способ — использовать автоклав. Автоклав — условно говоря, это большая металлическая емкость, в которой с помощью разогретого водяного пара создается высокая температура и избыточное давление. Для запаривания шёлка необходимо избыточное давление 0,5 атм и температура 102-104 градуса: 20 минут автоклав нагревают 45-50 минут выдерживают при постоянной указанной температуре и еще 20 минут остужают.

Где взять автоклав? Через интернет-магазины можно приобрести специальный автоклав для батика . Вариант более доступный — найти единомышленников среди медиков — во всех крупных больницах существуют дезинфекционные отделения, оборудованные автоклавами для стерилизации постельных принадлежностей (не инструмента!). Для запаривания расписанную ткань надо скатать в рулон, прослоив обёрточной бумагой (не калькой!) и обработать в указанном режиме.

Краски «Батик-Хобби»

Краски для росписи тканей «Батик-Хобби» — наиболее доступные краски в этой группе — их производит московская компания ГАММА на основе активных красителей.

Эти краски мало уступают зарубежным аналогам, так как в их производстве используются качественные импортные пигменты. Краски «Батик-Хобби» выпускаются 12-ти цветов, которые можно приобрести поштучно, или в наборе из 5 флаконов основных цветов (по 70 мл), резерва, стеклянной трубочки и инструкции.

Для получения различных оттенков краски можно смешивать между собой и разводить водой. При высыхании их достаточно развести водой и они восстанавливают свои свойства. Предназначены краски «Батик-Хобби» для тканей из натуральных волокон, но опыт показывает, что на хлопке или ткани из смеси шелка с хлопком, эти краски не закрепляются и смываются при стирке.

Роспись ткани. Батик. Платок морской. Мастер класс с пошаговыми фото

Здравствуйте! Меня зовут Наталья.

Представляю Вам на конкурс «Летняя радуга цветов» мою работу – платок, выполненный в технике росписи по ткани – холодный батик.

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. После того, как на ткани сделан рисунок резервом, свободные участки прокрашивают.

Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского «батик» — рисование воском (сейчас это горячий батик). Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности.

Батик: осваиваем волшебную роспись по ткани!

Платок «Морской».
1. Для выполнения платка нам понадобятся: рама, краски для работы по ткани, стеклянная трубочка для резерва, ткань натуральный шелк белого цвета (размер зависит от вашей рамы, мой платок 90х90 см, можно сделать и меньшего размера), булавки, эскиз платка или элементов платка, палитра, морская соль, баночка для воды, калька для перевода рисунка на ткань.

2. Выполняем эскиз элементов платка, переводим с бумаги на кальку

3. Прикалываем кальку с нижней стороны на ткань (ткань хорошо натягиваем на раму, чтобы она не провисала) и переводим рисунок с помощью резервирующего состава (который в дальнейшем не позволит краскам выйти за контур рисунка), можно сначала рисунок перевести простым карандашом

4. Начинаем роспись элементов платка (рыб, медуз, водорослей – все кроме фона)

5. Расписываем фон – море с использованием морской соли для эффекта воды, брызг

6. Фон- рамка на платке ассиметричная

7. Готовый платок запарить на водяной бане, затем постирать без отбеливающих порошков, лучше с жидким мылом, не отжимать, высох – прогладить с изнанки, подшить. Или — если краски иностранные, то, следуя инструкции, прогладить утюгом.

Узелковый батик: техника выполнения, мастер-класс для начинающих

Слово «батик», согласно одной из версий, состоит из двух слов («ба» означает «ткань», а «тик» — точка) и происходит из языка острова Ява. Это название появилось из-за особой технологии окрашивания материи с использованием капли воска. Сейчас это синоним росписи по ткани. Еще в Древнем Египте научились окрашивать сукно особым образом, стягивая его и опуская в воду с различными растениями, способными отдавать цвет. Такой технологией пользовались вплоть до XIX века. Историки костюма предполагают, что в Японии в VII веке стал очень популярен узелковый батик, или шибори, попавший в эту страну из Китая. Из-за культурных особенностей страны техника не распространялась за ее пределы, а культивировалась в небольших мастерских, где знания передавались из поколения в поколение. В Японии любой труд мастера по росписи ткани был приравнен к искусству художника. Чаще всего в технике узелкового батика создавали кимоно. Его не только погружали в цвет полностью, но и расписывали кистью сами узелки. Затем добавлялась роспись по уже высохшей ткани, вышивка шелковой и золотой нитью.

История возникновения шибори

Само слово «шибори» обозначает цвет индиго. Натуральный индиго получали из бобового растения под названием индигофера, которое произрастало в тропических странах и поэтому стоило дорого. Процесс окрашивания тканей был долгим, в результате чего стоимость изделий цвета индиго оказывалась очень высокой. В зависимости от длительности воздействия красителя на ткань, получались различные оттенки: от светло-бирюзового до насыщенного синего. Для получения яркого, сочного цвета изделия выдерживали в растворе около недели, периодически вынимая, высушивая и вновь опуская в чан с жидкостью.

Видео мастер-класс по узелковому батику узор «спираль» tie-dye DIY

Батик и синтетические краски

Только в 1859 году в результате синтеза появились анилиновые красители. После этого распространение синтетических красок было уже не остановить. На рынке становилось все больше различных оттенков. Узелковый батик часто ассоциируют с культурой хиппи – это касается очень ярких, кричащих цветов, в которые ее представители традиционно окрашивали свою одежду. Но, используя в работе сдержанные, холодные оттенки, можно создавать совершенно другие образы, более строгие и классические. Купив уже готовое платье или юбку, даже начинающим в технике узелкового батика легко создать вещь в собственном оригинальном стиле.

Варианты обработки материала

Многое в технике складного батика зависит от того, будет ли закрепляться краситель на каждом этапе обработки материала. Закрепляя краску на уже завязанной узелком ткани или на высушенной поверхности, можно получить очень разные эффекты. Вариантов много, именно поэтому в технике складного батика создается большое количество одежды. Многие мастера не разглаживают складки после того, как материал подсохнет. Но это можно сделать только при особых способах закрепления. Для того чтобы закрепить изделие паром, перед этим его все равно нужно разгладить.

Особенности техники

Роспись ткани в технике батик применяется в различных сферах: для декорирования одежды, предметов интерьера, аксессуаров. В этом виде рукоделия очень много возможностей и нет ограничений ни по возрасту, ни по уровню знаний. Применять можно различные краски разной степени закрепления. Техника выполнения узелкового батика достаточно проста: на ткани завязываются узелки, которые окрашиваются сначала в один цвет, затем складки меняются и материал окрашивают в другой цвет. Так, шаг за шагом, на ткани появляется необычный узор. Роспись маленькими узелками позволяет получить рельефную поверхность с плавным переходом цвета. Особенность техники в том, что можно работать как с отрезами ткани, так и с уже готовыми изделиями. Используя специальные зажимы и даже обычные камни, мастера придают изделию рельеф и гофрированность. Здесь не нужен подрамник и нет ограничений по размеру полотна. Окрасить можно любое количество материала. Другой вариант – сначала расписать ткань и только потом создать фон при помощи красителя. Необязательно использовать цвет на всем изделии, очень часто окрашивают только определенные детали.

Как запарить батик. Батик запаривание парозакрепляемых красок. Фиксация красителя запаркой.

Батик в интерьере

При окрашивании тканей в сдержанные оттенки синего цвета можно получить стильный текстиль для скандинавского интерьера. Яркие оттенки подойдут для создания акцентов в классическом или восточном стиле. Мастера складного батика создают картины, покрывала, шторы, декоративные подушки и даже абажуры для ламп, используя простые приемы и комбинируя различные способы нанесения краски для ткани. В зависимости от способа закрепления красителя, на материале могут оставаться красивые складки или же рельефные узоры. Это позволяет изготавливать объемные изделия.

Узелковый батик: мастер-класс

Складной батик — очень доступный вид рукоделия. Его могут освоить даже дети. Для начинающих узелковый батик — отличный вариант для знакомства с техникой ручной росписи. Приготовьте все необходимое: потребуется изделие из натурального материала, например льняная или холщовая сумка, а также специальные красители, ножницы, веревочка и емкость с водой. Краска для ткани понадобится особая, для окрашивания волокон растительного происхождения в холодной воде. Рисунок можно будет дополнить при помощи трафаретов, чтобы он выглядел интереснее, а также добавить объем при помощи контура с эффектом жемчуга. Перед окрашиванием сумки ее нужно выстирать и высушить, так как ткани пропитываются специальными веществами, которые могут не дать краске впитаться. Работать нужно только с чистым материалом. Погружать ткань для окрашивания будем в пластиковую емкость с 2 литрами теплой воды. Нельзя использовать для этой техники металлическую посуду и тазики. Перед началом работы для защиты рук от пигмента наденьте перчатки, а также накройте рабочую поверхность пленкой и на всякий случай приготовьте салфетки.

Подготовка и окрашивание изделия

Для того чтобы получить на ткани эффектные вертикальные полоски различных оттенков, сумку нужно собрать складками, похожим образом, как дети делают веер из бумаги. Теперь на одном конце изделия закрепляем бечевку и начинаем оборачивать ее вокруг сумки. Веревочка должна быть достаточно плотной, иначе орнамент не проявится. В зависимости от ее натяжения будет меняться и рисунок на материале.

Платок в технике батик: мастер-класс

Далее нужно приготовить краситель, разведя пигмент в воде температурой около 40 градусов. Внимательно прочитайте инструкцию от производителя краски и разведите ее в нужной пропорции. Часто вместе с красителем в комплекте идет соль для закрепления. Ее также нужно осторожно высыпать в емкость с водой, стараясь не вдыхать ее, а затем аккуратно перемешайте и погрузите материал в жидкость. Немного придавите ткань, чтобы краситель лучше впитался, и оставьте на время, указанное в инструкции. Обычно это 1-3 часа.

Обработка материала после окрашивания

Теперь изделие нужно вынуть и отжать. Веревочку можно разрезать или снять, чтобы затем использовать для декорирования этой же сумки. Раскрываем изделие и смотрим на результат. Далее по желанию можно снова опустить его в краситель для получения более плавного перехода цвета или же поместить ткань в пигмент другого цвета. В зависимости от времени, на которое погружается материал, получаются различные оттенки. После этого сумку надо высушить, прополоскать, чтобы избавиться от закрепляющей соли, снова подсушить – и изделием можно пользоваться.