Мастер-класс Запаривание батика мастер-класс

Как запаривать батик?

Запаривание – это способ закрепления красок на натуральной ткани. Данный процесс осуществляется с использованием влажного пара.

Запаривание можно выполнять не только на профессиональных установках (автоклавах, которые обеспечивают наличие условий, необходимых для закрепления красок – высокой температуры и давления), но и в домашних условиях.

Что многие художники по ткани с успехом и делают. Об этом и поговорим.

Необходимое оборудование, материалы

Чтобы запарить батик дома, необходимо воспользоваться металлическим ведром, высокой кастрюлей или баком. Для реализации данной задачи также подходят мультиварка, пароварка и скороварка. Как нужно правильно запаривать батик, можно посмотреть в интернете (например, на Ярмарке мастеров, раздел – батик), там такой информации достаточно много. Мастерицы часто выкладывают мастер-классы, в которых подробно рассказывают и показывают, как надо делаь эту непростую процедуру.

Сегодня для иллюстрации данного мастер-класса я выбрала фотографии как раз оттуда, автор — Amarga.

Закрепление красок на шелке путем воздействия пара – дело простое, но довольно таки капризное. Результат запаривания определяется множеством факторов. Он зависит от площади кухни и от того, сколько раз был прокрашен шелк, какая емкость применялась для закрепления краски.

Первое запаривание рекомендуется выполнять вместе с мастером, который хорошо знаком с данным методом. Стоит помнить, что запариванию можно подвергать только натуральные ткани, способные выдерживать высокую температуру.

Запаривание можно производить на газовой или электрической плите, используя при этом высокую кастрюлю либо ведро. Кроме того, для закрепления краски паром требуется наличие:

  • деревянной палочки;
  • старой простыни;
  • одеяла или подушки, которые хорошо пропускают пар;
  • шнура или веревки (но не из синтетического волокна);
  • старых газет.

Важно следить за тем, чтобы обрабатываемое изделие пропарилось равномерно.

Читайте еще:

Запаривание батика: последовательность действий

Расписанный шелк раскладывают на простыне так, чтобы изделие поместилось на ней полностью. Обе ткани вместе аккуратно сворачивают рулончиком.

Рулон заворачивают в старые газеты (новые не подходят, т. к. свежая типографическая краска может испачкать изделие), после чего сворачивают «бубликом» и закрепляют в нескольких местах (с «заломами» газеты надо обращаться особо осторожно).

Шнур надежно закрепляют поперек ведра. Чтобы он не провисал, можно подложить деревянную ложку.
Для одновременного соединения свертка и ложки из двух веревочек одинакового размера (10-14 см) делают петельки.

При подвешивании тканевого свертка важно обеспечить некоторую отдаленность от стенок емкости и позаботиться о том, чтобы он не был расположен слишком низко.

Обязательно надо следить за тем, чтобы на поверхности рулона и на шнуре не собирался пар, и чтобы от его воздействия не размокли газеты (при запаривании батика применяется сухой способ нагревания свертка).

После надежного закрепления тканевого рулона в емкость набирают немного воды, заполняя ее примерно на 1/4. На дно ведра можно положить блюдечко или камень. Блюдечко позволит контролировать уровень воды, а камень хорошо ее прогреет.

Запаривание выполняют на медленном огне, накрыв ведро одеялом или подушкой. При этом используемое изделие не должно впитывать в себя влагу. Подойдет подушка (одеяло), которая защитит сверток от конденсата. Поскольку запаривание батика выполняется сухим способом, крышкой ведро не накрывают.
Длительность процесса обычно составляется 1,5-2 часа. Запаривание окрашенной ткани требует постоянного контроля. Нужно постоянно следить за уровнем воды, смотреть, чтобы она не выкипела.

По истечении определенного времени сверток достают из ведра, ждут, пока он остынет, и аккуратно разворачивают, затем приступают к стирке ткани в воде, температура которой составляет 30 °C (можно добавить немного уксуса). Ткань рекомендуется стирать через день, дав ей немного полежать. Когда из шелкового изделия стечет вода (нельзя выкручивать), его следует прогладить утюгом и развесить.

Часто применяются и другие варианты запаривания батика. Ознакомившись с советами специалистов, можно подобрать для себя наиболее удобный способ. Главное хорошо разобраться и следовать основным рекомендациям, тогда все получится.

Мастер-класс по батику: запаривание изделия (закрепление красок)

Как и обещала, расскажу о том, как я запариваю свои батики. Ничего особо нового в этом нет, но опять же, может, кто-то почерпнет для себя что-нибудь интересное и полезное.

Расстилаю на полу старую простыню и аккуратно раскладываю на ней расписанный шарфик или платочек. Если на простыне дырки, я прокладываю их кусками бумажного полотенца.

Аккуратненько все расправляю, чтобы не было складок и заломов.

Здесь шарфик маленький, поэтому простыня складывается вдвое, и роспись очень удачно защищается с обеих сторон.

Бывает так, что платок больше простыни, тогда под незащищенные части я подкладываю дополнительные тряпочки или куски бумажных полотенец. Тут главное — чтобы при сворачивании «улитки» роспись нигде не соприкасалась сама с собой. Лучше перебдеть, чем недобдеть и все стыки лишний раз проложить бумагой.

Иногда, когда роспись несет очень много краски, я кладу еще одну простыню сверху — для страховки. Улитка получается толстая, конечно, но, повторяю — лучше перебдеть, чем недобдеть.

Потом начинаем простыню с работой аккуратно сворачивать в рулетик.

Рулетик заворачиваем с обоих концов в «улитку», так, чтобы рожки сходились в центре (на следующей фотографии это видно)

Чтобы наша улиточка не разваливалась, я перехватываю ее и утягиваю обычным бумажным скотчем. Это оказалось очень удобно. Увязывать улитку веревочкой мне раза с двадцатого надоело. А бумажный скотч отлично ее фиксирует и утягивает, и не отмокает от пара.

После этого я заматываю улиточку еще в один лоскут ткани — по большей части для того, чтобы сделать по бокам свертка такие «уши» из жгутов, в которые заворачиваются концы лоскута. «Уши» мне нужны, чтобы безопасно для росписи воткнуть в сверток булавки — а вся конструкция у меня держится на булавках и бумажном скотче. Это, конечно, все прекрасно заменяется веревочками, но я обалдела навязывать, а потом развязывать веревочки, так как запариваю часто.

«Уши» сделаны, все еще раз фиксируется бумажным скотчем.

Теперь я беру полиэтиленовый пакетик (маленький), складываю его до нужного размера, прикрываю верхнюю часть свертка и прикалываю пакетик булавками. Вот для этого нам и нужна была дополнительная обмотка»улиточки» — чтобы было, во что воткнуть булавки. Как мы знаем, любое нарушение защиты собственно росписи чревато артефактами на этой росписи, которые убрать уже невозможно.

А к «ушам» я прикалываю ленточки ткани, с обеих сторон, так, чтобы, когда берешь сверток за эти ленточки, он висел ровно и не переворачивался.

Сверток готов, и теперь мы подвешиваем его в пароварку. Обычную электрическую пароварку на три этажа. Модель я выбирала с тем учетом, чтобы донышки этажей вынимались и в крышке были отверстия для выхода пара, сквозь которые можно подвесить сверток.

Перед тем, как включить пароварку, внимательно смотрю, чтобы сверток нигде не касался стенок, иначе туда протечет вода и будут артефакты на росписи, а они нам ну совсе мне нужны.

Горячий батик Снежинки роспись шелка

Сверток должен висеть так, чтобы между его спинкой и крышкой оставалось расстояние хотя бы пальца на два. На крышке собирается конденсат и стекает по стенкам (поэтому надо следить, чтобы сверток не касался стенок), а сверху в общем-то не каплет, но случается, что капля-две упадет (для этого нам полиэтилен на спинке свертка).

Ну, с Богом! Включаем пароварку на полный цикл. Парит она чуть больше часа — этого вполне хватает, чтобы закрепить краски. После окончания цикла я достаю сверток, осторожно снимаю полиэтилен, стараясь не намочить ткань, разворачиваю, внимательно рассматриваю на предмет артефактов. Их, как правило, нет, но и у старухи бывает проруха. Если проруха обнаружилась — значит, где-то была нарушена технология. Поэтому подготовка к запарке требует очень внимательного отношения, и везде, где можно подстраховаться, подстраховаться надо.

Пароварка удобнее тем, что не надо громоздить на плите ведро или бак с подушками, особенно, когда запариваешь много и часто. Честно говоря, я покупала пароварку специально под запарку батика, а ее кулинарные опци использую достаточно редко.

Ну вот, собственно, и все.

Далее — обычный процесс: простирываем вещь в мягком моющем средстве, полощем (я добавляю немного уксуса для блеска), отжимаем в полотенце, гладим (я частенько натягиваю платок обратно на раму и высушиваю его натянутым), подшиваем. Готово!

Если мои опыты кому-нибудь окажутся полезны — буду очень рада. Удачи 🙂

Батик: практические советы

Батик — это роспись шелка акриловыми красками и покрытие резервирующим составом. В той статье дадим несколько практических советов по батику и детально разберемся из чего состоит процесс.

Начало работы

Чтобы начать работу, нужно натянуть основу на рамку, закрепив ее кнопками. Если вы новичок в этом деле, то для первого раза работа не должна быть объемной и превышать 50 см в диаметре.

После натяжения ткань должна представлять собой ровное полотно. Главное, избежать перетягивания, чтобы не испортить ткань.

Закончив подготовительный этап, начинаем переносить на ткань готовый рисунок. Для первого раза рисунок должен быть максимально простым и не изобиловать деталями. Можно изобразить цветы и геометрические узоры.

Нанесение контура

Перенос рисунка на ткань осуществляется с помощью карандаша. Также в специализированных магазинах продаются фломастеры, которые хорошо отстирываются и не оставляют следов. Чтобы рисунок не съехал в процессе работы, его можно закрепить на оборотной стороне изделия иголками. Как правило, шелк хорошо просвечивает, поэтому рисунок будет видно без вспомогательных приспособлений.

Видео мастер-класс по японскому узелковому батику Шибори, техника Араши. Роспись шёлкового шарфа.

Следующий этап — нанесение контура. Это один из самых сложных этапов работы. Прежде чем наносить контур на ткань, попробуйте нанести его на бумагу. От густоты контура зависит то, как он ляжет на ткани. Слишком густой контур требует больше работы, затраты дополнительного времени и терпения, а жидкий контур имеет свойство расплываться.

Работу начинайте с левого верхнего угла, двигаясь по диагонали. Следите за четкостью контура, иначе краска растечется. После нанесения, дайте составу подсохнуть.

Нанесение краски

После этого этапа, следует нанесение краски. Это тоже кропотливый, но увлекательный труд. Краску наносите аккуратно, не берите много краски, чтобы она не вытекла за контур. Работайте с несколькими цветами, не стремитесь охватить всю палитру. Если хотите добавить оттенков, то просто разведите имеющиеся цвета водой.

Так как краска имеет свойство быстро высыхать, то цвет фона может получится неравномерный. Для того, чтобы избежать этой проблемы, нужно держать темп работы, а также можно пройтись по ткани влажной тряпочкой прежде, чем наносить краску.

Завершение работы

Хотите добавить красоты вашему рисунку? После завершения покраски, посыпьте на него немного поваренной соли, главное, не переусердствуйте.

После того, как краска на вашем изделии подсохнет, его нужно снять с рамки и прогладить. Время глажки индивидуально для каждой краски, его можно посмотреть на тюбике. В целом, около четырех минут на один участок работы. Чтобы прогладить изделие, сверху кладут старые газеты (новые оставляют чернила на ткани), а затем проглаживают до полного впитывания газетой оставшейся на поверхности краски.

Только после этого ткань можно постирать. Стирать нужно аккуратно, с мылом или мягким по составу моющим средством. После этого, ткань необходимо высушить и снова прогладить. Теперь ваше изделие готово.

Мастер-классы по рукоделию

  • Аксесуары
  • Бижутерия
  • Сумки
  • Цветы
  • Букеты из конфет
  • Букеты из игрушек
  • Поделки из кофе
  • Из салфеток
  • Тапочки
  • Одежда
  • Топиарии (дерево счастья)
  • Свечи
  • Подсвечники
  • Органайзер
  • Шкатулки
  • Коробочки
  • Куклы,игрушки
  • Кукла Тильда
  • Венки
  • Бутылки
  • Вазы
  • Подушки
  • Переделки
  • Мебель
  • Мозайка
  • Для фотосессий
  • Галерея идей
  • Видео мастер-класс

Батик, пионы

Батик, пионы

Батик, пионы

Этот мастер-класс я нашла в интернете, автор: Виктория Игнатова. Потрясающая рукодельница, видно по работам. Очень захотелось поделиться и с нашими читателями, поэтому размещаем его у себя. Работа очень аккуратная и кропотливая. Пробуйте повторить, придумывайте своё и делитесь с нами своими мастер-классами! Мы с удовольствием покажем работы от вашего имени! Контакты с нами тут.

Для работы автор взяла платок 60х60.

Нам потребуется деревянная рамка, можно сделать самим, 60х60 см.

Ткань, натуральный шёлк или крепдешин, 60х60 см.

Краски АНИЛИНОВЫЕ под запаривание, по батику.

Палитра для красок.

Сам рисунок, карандаш.

Резерв и трубочка для него.

Закрепляем ткань на подрамнике, натягиваем и аккуратно переносим рисунок на ткань. Для этого рисунок подкладываем под ткань и обводим карандашом.

Делаем это очень аккуратно, тоненько.

Теперь, миллиметр в миллиметр обводим уже резервом этот же рисунок. Точно по рисунку, не делая пропусков.

После этого приступаем к разукрашиванию. Для этого мы разводим краски водой и рисуем как акварелью.

Начинаем с середины.

Начинаем со светлого и постепенно переходим к тёмному, усиливая тени.

Всё постепенно, добавляем цвета, делаем красивые плавные переходы.

Не забывайте, что по мере высыхания краска будет светлеть.

После того, как цветы прорисовали, мы переходим к фону. нужно быть предельно аккуратными, чтобы всё не испортить.

Фон будем расписывать очень быстро, нельзя, чтобы краска высохла.

Чтобы получить эффект бурлящей боды на поверхности, нужно с высоты 10-15 см насыпать соль.

Когда работа закончена, оставляем её в покое на денёк, пусть пропитается, просохнет хорошо.

Вот такая красота получилась у автора, спасибо ей большое!

Батик: роспись по ткани для начинающих и мастер класс с фото

Искусство росписи по ткани в технике батикза родилось много лет назад в Китае. Оттуда эта техника распространилась по другим странам и приобрела широкую популярность у многих рукодельниц.

Прежде чем приступать к освоению батик росписи по ткани, начинающим мастерицам следует ознакомиться с некоторыми особенностями этого вида искусства.

  • Чтобы зафиксировать красители, нанесенные на текстиль, используются специальные фиксирующие составы, которыми обрабатывается материал в конце работы.
  • В зависимости от типа используемого состава, различается два вида росписи по ткани:
  • холодный батик – используются специальные химические составы для фиксации красителей;
  • горячий батик – в качестве резервирующего состава применяется расплавленный воск, парафин, стеарин и другие вещества с подобным составом и аналогичными свойствами.

Батик: правила ручной росписи

Если вы впервые решили заняться таким видом творчества, для начинающих и только осваивающих роспись по ткани в технике батик желательно ознакомиться с такими правилами и рекомендациями:

  1. Для росписи желательно использовать шелковые или подобные шелку ткани. Это атлас, вискоза, вуаль. Такие ткани являются идеальной основой для нанесения рисунков, краска на гладкой поверхности материала ложится ровно и легко. Кроме того, на шелковой поверхности рисунки смотрятся, как «живые», также есть возможность для создания различных визуальных эффектов.
  2. Для нанесения рисунков используется специальная краска. Она бывает нескольких видов в зависимости от метода закрепления на ткани – паром, специальным раствором, разогретым утюгом или методом сушки. Если вы только осваиваете роспись ткани по технике батик, используйте краску, которая закрепляется с помощью применения горячего утюга или метода длительной сушки.
  3. Кроме красок и специальных фиксирующих средств понадобится еще и рама, на которую натягивается ткань во время росписи.
  4. Краски наносятся специальными кистями, они должны быть разных размеров, лучше из ворса белки и колонка.

Когда все необходимые материалы и инструменты для художественной росписи по ткани в технике батик готовы, можно приступать к самому творческому процессу.

Ручная роспись по шелку требует аккуратности и точности, поэтому, не имея соответствующих навыков, предварительно можно потренироваться на другом полотне.

Роспись шарфа в технике батик: мастер-класс для начинающих

Можно выполнить декор шарфика на шею методом ручной росписи в технике батик.

Роспись выполняется холодным способом. Вам понадобятся такие материалы:

  • шелковая ткань белого цвета размером 50 см на 1 м;
  • кнопки;
  • рамка для фиксации ткани;
  • прозрачный резерв и трубочка для него;
  • краски для батика голубого и синего цвета;
  • бензин, которым заправляются зажигалки;
  • емкость для разведения красок;
  • 2 кисточки;
  • фен;
  • крупная соль.

Когда все материалы подготовлены, переходите к этому мастер-классу росписи по ткани в технике батик:

Ткань увлажните водой, используя для этого большую кисть.

Полотно натяните на раму, зафиксируйте на ней кнопками.

На шелк нанесите краску голубого цвета. Роспись начинайте со среднего сектора полотна, в этом участке будут облака.

Краску синего цвета разбавьте водой, нанесите кистью, присыпьте сверху крупной солью. Применение соли необходимо для того, чтобы она впитала в себя излишки влаги, при этом получатся эффектные разводы.

Обработанный участок полотна просушите, держа над ним фен. Затем удалите остатки соли, стряхнув ткань.

После оформления центральной части шарфа перейдите к дизайну нижнего края. На этом участке будет находиться море. Выполните такие же действия: смочите низ полотна, натяните на раму, посыпьте солью.

Стряхнув соль, приступайте к нанесению краски. Для этого возьмите резерв, втяните его в трубочку. Выполнять эти действия следует очень осторожно, чтобы не проглотить резерв.

Затем выдувайте резерв на полотно, чтобы получились морские волны.

Резерв просушите, покрасьте этот участок ткани синей или голубой краской, используя кисть среднего размера.

Теперь перейдите к росписи другого края шарфа – на нем будет изображена земля и растения на ней. Используя резерв, на ткани нарисуйте ромашки, траву, краску просушите феном. Раскрасьте цветы яркими красками.

Готовое, расписанное изделие снимите с рамы и еще раз хорошо подсушите феном. Для закрепления рисунка несколько раз прогладьте с лицевой и изнаночной стороны шарф утюгом.

Когда краска будет надежно закреплена, изделие следует тщательно прополоскать в холодной воде, чтобы вымыть соль.

Выстиранный и высушенный шарфик еще раз прогладьте утюгом.

  1. Такая ручная работа, выполненная методом росписи по ткани в технике батик, представлена на фото ниже.

Мастер-класс «Батик» | Роспись по ткани

Наш авторский мастер-класс «Батик. Роспись шелкового платка» ведет художник-педагог по росписи Ольга Федорина. Вы познакомитесь с различными техниками росписи по ткани: это и холодный батик, горячий батик и узелковый батик. В нашем мастер-классе тканью будет служить шелковый платок 80*80. Мастер-класс проходит в Москве, в студии ART Фабрика в 5-и минутах пешком от метро Новослободская (Менделеевская) или Таганская (Марксистская).

Мастер-класс роспись по батику создан специально для начинающих взрослых и детей. За один мастер-класс продолжительностью 4 часа Вы гарантированно распишите и заберете домой шелковый платок в технике батик.

Запишитесь прямо сейчас! Восторг гарантирован!

Программа

Продолжительность данного мастер-класса 4 часа. За это время художник-педагог покажет процесс работы с самого начала и Вы создадите свой авторский росписной шелковый платок.

  • Программа мастер-класса:
  • 1) Краткое введение:
  • описание истории возникновения данного искусства (где, когда и как появился «Батик»), ознакомление с разными видами и техниками росписи ткани (показ фотографий).
  • 2) Натяжка ткани на профессиональные подрамники.
  • 3) Выбор понравившегося трафарета для платка.

4) Перенос на ткань. Способы закрепления красок на ткани, оформление изделий.

5) Наведение контуров рисунка резервирующим составом; Пробные варианты наводки с каждым из учащихся.

6) Роспись красками.

Список материалов

Все необходимые материалы и средства защиты предоставляются.

Преподаватели

Батик для начинающих: виды и популярный мастер-класс

Искусство батика – это роспись ткани с использованием резерва, вещества, покрывающего ткань там, где она не должна быть окрашена. Красивый вид искусства, который можно использовать для создания рисунков, украшения интерьеров и одежды. Какова техника батик, для начинающих может рассказать мастер-класс.

Виды искусства

Холодный. В этом способе резерв наносится замкнутым контуром, в пределах которого ткань расписывается красками.

Горячий. Горячий резерв может как наноситься контуром, так и покрывать какие-то участки ткани.

Свободная роспись. Весь рисунок наносится краской, резерв используется только в финальной стадии.

Узелковый батик. Этот вариант сильно разнится с предыдущими. Это уже не столько роспись, сколько скорее окрашивание ткани. Полотно складывают различными способами, перевязывают или сшивают ниткой и затем окрашивается краской.

В батике используются разные ткани. Лучше всего подходят гладкие, такие, как шелк, вискоза или хлопок.

В этом стиле можно создавать красивые панно. Батик очень разнообразен и не имеет при этом строгих правил. Каждый художник вносит в искусство что-то свое, поэтому каждое изделие в этой технике неповторимо.

Прочтите это: Кукольный домик для Барби: создаем мечту любой девочки

Здесь будет рассмотрен мастер-класс по работе в стиле холодного батика. Он отлично подходит для начинающих.

Виноград из ткани

Что понадобится для работы:

  1. Гладкая ткань на выбор;
  2. Рамка с кнопочками или пяльцы;
  3. Краски для росписи по шелку, могут и быть и акварельные;
  4. Резерв;
  5. Стеклянная трубка или аппликатор;
  6. Кисти;
  7. Контур декоративный для ткани.

В начале простирнуть ткань с мылом, так как материал покрывают специальным веществом, которое будет мешать росписи. Влажную ткань надо натянуть на пяльцы и дать высохнуть.

Выбрать понравившийся и подходящий по размеру эскиз. Можно нарисовать шаблон самому.

Только надо помнить, что нужно не делать очень мелкие детали в рисунке.

Контур надо обвести маркером и подогнать размер.

С изнанки закрепить с помощью бумажного скотча.

Эскиз должен хорошо быть виден через ткань. Обвести карандашом контур с лицевой стороны. Можно сразу наносить резерв, только в этом случае эскиз должен находиться на некотором расстоянии от ткани. Если они коснутся друг друга, в этом месте резерв расплывется неаккуратными пятнами.

После того как контур обведен, надо убрать шаблон. Наносить резерв следует внимательно, чтобы он пропитал всю ткань. Не должно быть разрыва в линиях. Нанести резерв и оставить сохнуть. Разные резервы сохнут по-разному, в зависимости от марки.

Краску начинать заливать с фона. Может быть неразбавленная краска, но если нужны более светлые тона, то нужно разбавить водой. По количеству брать немного краски. Работать с ними так же, как с акварелью.

Теперь приступать к раскрашиванию других элементов. Дать просохнуть ткани. При высыхании краски бледнеют, потому можно добавить второй слой, по необходимости.

На этом этапе можно закончить или подрисовать и выделить что-то контуром. Дать опять высохнуть. Работа готова.

Вот такие картины для начинающих подходят лучше всего.

Видео по теме статьи

Здесь можно посмотреть различные видео мастер-классы для начинающих по работе в разных видах техники батик.

Прочтите это: Икебана своими руками: поучительные уроки для всей семьи

Батик: роспись по ткани для начинающих

Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии.

Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик — это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы.

В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку.

Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета.

Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой.

Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого.

А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след . в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

  • Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.
  • Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.
  • Необходимые материалы и инструменты:
  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).

Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы.

Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Видео по теме статьи

  1. В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.

Роспись по ткани: мастер-класс

Нашла интересный мастер-класс по росписи ткани. Автор декорирует эко-сумку.

Данный урок декорирование сумочки с помощью трафаретов для росписи ткани взят на сайте www.ashleyannphotography.com. Рисовать на натуральных плотных тканях лучше акриловыми красками, благо что они продаются сегодня в любом хобби-магазине и даже товарах для детского творчества (сама видела!).

А вот специальный трафарет найти посложнее. Он часто используется для рисования штампами. У нас такие в магазинах для художников стоят недешево. Обидно особенно, если берешь на один-два раза. Можно заказать в интернете, но не думаю, что стоить будет копейки…

Читала, что многие выкручиваются так: делают своими руками из самоклеющейся пленки.

Но есть проблема: например, данный ажурный мотив очень сложно вырезать ножницами, это не просто там птичка или лошадка… Я предлагаю попробовать использовать специальные салфетки для декора праздничного стола — они как раз такие ажурные. Но с ними надо быть поаккуратнее, при плохом прилегании к ткани, краска будет подтекать под трафарет и все насмарку :(…

  • краски для ткани, лучше акриловые
  • трафарет
  • кисть
  • эко-сумка

Подкладываем под ткани плотный картон, чтобы не испачкалась вторая сторона изделия. Прикладываем салфетку и начинаем аккуратно наносить краску кистью.

  • Кстати, этот мастер класс похож на подобные, зайдите по ссылкам, будет интересно:
  • Самостоятельно по заранее нарисованному простым карандашом контуру рисуем и раскрашиваем кисточкой букву.
  1. Читайте похожие посты:

Роспись акриловыми красками

Рисунки акриловыми красками

Новые мастер-классы в технике «Батик»

АНГЕЛОЧЕК(видео-мастер-класс) рисуем на ткани Видео, Интерьер, Мастер-класс 1 1 ОТРАЖЕНИЕ МОСТА В ОЗЕРЕ рисуем на ткани Видео, Интерьер, Мастер-класс 8 ТЕЛЕГА С ЦВЕТАМИ-2 часть рисуем на ткани Видео, Интерьер, Мастер-класс 4 ТЕЛЕГА С ЦВЕТАМИ-1 часть (видео-мастер-… рисуем на ткани Видео, Интерьер, Мастер-класс 2
ЖЕЛТЫЕ РОЗЫ С ЛИСТЬЯМИ рисуем на ткани Видео, Интерьер, Мастер-класс 8 4 Мастер — класс по окрашиванию маек (… Kitishag Декор предметов, Мастер-класс 103 18 Мастер-класс по узелковому батику… Art-Workshop Мастер-класс 116 15 Мастер-класс по узелковому батику узор… Art-Workshop Мастер-класс 95 8
Двухслойный батик панно «сакура» Art-Workshop Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 59 18 Натягивание ткани на раму для батика… Art-Workshop Видео, Мастер-класс 47 1 Мастер-класс по холодному батику «… Art-Workshop Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 92 30 Лунные маки или маскировка пятен Леди N. Декор предметов, Мастер-класс 60 73
Мастер класс: батик шелковый шарф… esha Мастер-класс 88 23 Знакомство: пастель по ткани Леди N. Декор предметов, Мастер-класс, Материалы и инструменты 64 51 МК Анютины глазки Елен_а Мастер-класс 220 36 Платок «Одуванчики» Леди N. Мастер-класс 42 26
как крепить шелк к раме. простой способ… ak-disain. Мастер-класс 26 9 Подарок мужчинам от детей. МК Manamara Мастер-класс 27 13 Батик для детей. Мастер -класс NikaParadise Мастер-класс, Поделка, изделие 25 4 Мастер — класс горячий батик Sircova Мастер-класс 50 6
Батик для детей Krapinka Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 49 13 Амарилисы Leonardeska Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 62 81 Мастер-класс батик атласный платок… vvvishenka Мастер-класс 52 11 Холодный и горячий батик, теперь с МК!… Хелочка Картина, панно, рисунок, Мастер-класс 217 62

Батик. 5 способов нанесения. Узоры, одежда, интерьер. Батик в домашних условиях

  • Содержание:
  • Создание батика прямо на дому
  • Холодный батик
  • Горячий батик
  • Сибори или тай-дай
  • Свободная роспись
  • Аэрография
  • Модная одежда своими руками

Батик — это различные техники росписи ткани вручную. Считается, что впервые этот вид искусства появился в Индонезии, однако в других странах Азии он был также распространен и широко использовался.

Батик широко распространен по всей Азии

До Европы батик дошел лишь в конце 19 столетия, но внедрялся в культуру и творчество довольно медленно.

В наше время для батика появились все необходимые инструменты и материалы, поэтому овладеть техникой ручной росписи может каждый.

Несмотря на бесконечный выбор готовых расписанных тканей, подобрать нужный цвет, размер, тип и рисунок бывает крайне сложно и даже невозможно. В таком случае картину лучше нарисовать самостоятельно

Батик — ручная роспись ткани

Создание шедевров, не выходя из дома

Именно поэтому мы рекомендуем обратить внимание на батик, как на процесс-медитацию, обучение новому и создание совершенно неповторимой картины на ткани, которую можно подарить близкому человеку, можно украсить интерьер дома, можно создать авторскую одежду!

С помощью батика можно украшать интерьер

Существует пять основных техник батика:

  • Холодный батик;
  • Горячий батик;
  • Сибори, тай-дай или узелковая роспись;
  • Свободная роспись;
  • Аэрография;

Холодный батик

Холодный батик считается одной из простых техник ручной росписи. На шелк или хлопковую ткань карандашом переносят рисунок. Весь рисунок перерисовывать не стоит — понадобятся только контуры.

После этого ткань натягивают на подрамник и закрепляют с помощью канцелярских кнопок. Контуры рисунка наводят резервирующим средством на основе бензина и парафина.

Для этого используют стеклянную палочку, в которую набирают необходимое количество резерва.

Работа с батиком по холодной технологии

После этого приступают к росписи специальными красками для ткани. Резерв ограждает краски от смешивания. Главная особенность техники холодного батика — это четкие контурные линии. Наводить их нужно обязательно без пропусков и разрывов, иначе краска растечется за границы рисунка. Ткань после окончания рисования нужно просушить, после чего ее можно стирать, гладить и носить ежедневно.

Холодный батик это всегда четкие контуры

Мастер-класс «ОФОРМЛЕНИЕ БАТИКА»

Горячий батик

Горячий батик — это более сложная техника, но она дает больше возможностей для творчества. С помощью инструмента чантинга, горячий расплавленный воск наносится на ткань в тех местах, где ее окрашивание нежелательно. До начала работы, как и в холодном батике, на ткань наносят контуры рисунка карандашом, а затем натягивают ее на подрамник. Застывший воск блокирует растекание краски.

Создание батика с помощью чантинга

После высыхания краски, воск можно наносить повторно на разрисованные участки, чтобы на них не попал ее второй слой. Рекомендуется делать не более четырех слоев воска, иначе шелк может испортиться.

Когда рисунок высох, воск удаляют с помощью утюга и старых газет — проглаживая, он из ткани переходит на бумагу и в результате нескольких подходов, получается расписанный вручную тонкий и мягкий шелк, который можно носить, повесить в рамку или декорировать им мебель.

Батик — горячая технология

Сибори или тай-дай

Сибори, тай-дай или узелковая роспись — это способ механической росписи тканей с завязыванием мест, которые не должны быть окрашены.

С помощью этой техники можно получить правильный геометрический узор, создать крупный и мелкий орнамент, сделать несложные, но абстрактные и неповторимые рисунки.

Данная техника возникла в Индии и по сей день активно используется в текстильной промышленности

Узелковый батик «Сибори»

Узелки на ткани плотно обвязываются обычной нитью, иногда в них добавляют веточки, косточки, пуговицы или другие детали, которые оставят особенный отпечаток. Для удобства ткань обвязывают вокруг трубы любого диаметра.

Когда ткань полностью завязана, ее покрывают специальными красками для ткани, предварительно намочив водой. После того, как краска впитается и пропитается, нитки снимают и дают ткани высохнуть. Процесс можно ускорить с помощью фена — тогда краски точно не смешаются между собой во время естественной сушки.

Сибори отлично подходит для декора одежды, постельного белья, платков, штор и сумок.

Сари выполненное в технике узелкового батика

Батик — свободная роспись

Свободная роспись ткани — это безграничные возможности для фантазии и творчества. Шелк натягивается на подрамник и закрепляется кнопками, смачивается водой.

Без контуров и границ на него наносится рисунок любыми красками: акварелью, гуашью, акрилом, маслом. Особенность этой техники в том, что краски всегда растекаются и смешиваются между собой.

Чем больше воды на полотне, тем более расплывчатый рисунок получается. Это очень удобно, если вы рисуете в стиле экспрессионизма, абстракционизма, авангарда.

Батик — это еще и художественная роспись ткани

Такую ткань нежелательно стирать или подвергать попаданию воды после сушки.

Чтобы добиться четкости линий и чтобы ткань все-таки можно было использовать для носки, необходимо использовать акриловые краски для батика, которые проглаживаются утюгом.

Перед свободной росписью ткань смачивают соляным раствором, чтобы рисунок лучше «схватывался», после чего соль устраняют стиркой в холодной воде. Не забывайте высушивать каждый слой. Это предупредит нежелательную расплывчатость.

Свободная техника крашения ткани

Батик — аэрография

Аэрография — это современная техника батика, которая выполняется машинкой. Кисти больше не нужны — аэрограф сам распыляет краску любого цвета и оттенка, с любой насыщенностью, не дотрагиваясь до поверхности.

Чем ближе рука к холсту, тем гуще получается цвет, а если отвести ее на 30-50 см, то на картине появляются брызги. Аэрограф значительно упрощает рисование и дает больше возможностей. В этой технике часто требуются трафареты, чтобы создавать четкие контуры и границы.

Будьте осторожны с аэрографом и выбирайте только те краски, которые совместимы с ним

Аэрография по ткани от AirBrush

Модная одежда батик своими руками

Техники батика можно объединять и смешивать. Ткань можно украшать блестками, камушками, листьями, бусинами, использовать трафареты, набрызги и пульверизаторы. Батик очень интересен детям и на несколько часов мамы могут отдохнуть и заняться своими делами, пока дети рисуют.

Рисование или крашение ткани — хорошее развлечение для детей

Самым большим преимуществом батика в наши дни является то, что можно создать гардероб своими руками.

Не беда, если у вас нет на это времени — готовый ассортимент женской, мужской и детской одежды, сумок, аксессуаров можно найти на нашем сайте.

У нас есть батик-одежда с сакральной символикой, этническими узорами, мандалами и племенными орнаментами.

Одежду в технике узелкового батика можно найти в INDIASTYLE

Мастера собственноручно разукрашивают ткани, чтобы вы могли быть модными и красивыми, как на улице, так и на любимом музыкальном фестивале за городом. Многие вещи представлены в одном экземпляре!

Батик — роспись по ткани

Необходимые материалы: анилиновые краски и резервная смесь (продаются в специализированных художественных магазинах), кисточки для акварельных красок, черный маркер. Из ткани подойдет шелк, бязь, атлас.

Батик для начинающих. Технология росписи

Первым шагом для изготовления росписи по шелковой ткани является изготовление эскиза на кальке. До этого нужного относиться внимательно, чтобы не было ни одной лишней линии, поскольку специфика батика в том, что резервную линию стереть резинкой уже просто невозможно.

После этого необходимо подготовить ткань. Подготовка материала для росписи простая. Шелк необходимо постирать в горячей воде, чтобы избавиться от пятен, которые, возможно, присутствуют на материале, поскольку в дальнейшей работе это может помешать достижению желаемого результата.

Затем ткань, которая пока еще мокрая, необходимо выгладить.

Следующим шагом является крепления ткани к раме. Рама, на которой выполняется роспись, должна быть больше той рамы, на которой будет крепиться уже готов работа. Итак, ткань крепится или канцелярскими кнопками или же гвоздями маленького размера. До этого этапа работы необходимо относиться очень внимательно, важно, чтобы ткань была натянута равномерно без рельефных образований складочек.

После этого под спуд необходимо закрепить кальку, на которой черным маркером четкими линиями выполнен эскиз в натуральную величину. Линии, нанесенные на кальке, будут просвечиваться через ткань. Закреплять эскиз стоит с помощью булавок, с небольшим интервалом по всему периметру, поскольку в таком случае калька зафиксирована четко и не будет двигаться.

Первый этап при изготовлении росписи по ткани в технике холодного батика — это нанесение резервной смеси. Наполнив стеклянную трубочку резервом, необходимо медленно и осторожно наносить его на ткань. Линии четко идут по эскизу. Для того, чтобы краска (при заливке фона) не растекалась на подрамник, необходимо провести прямые линии на краю ткани.

Все линии в данной технике должны быть соединены, поскольку в противном случае краска растечется по всей ткани. Руку во время нанесения нужно держать параллельно ткани, чтобы резервная смесь равномерно вытекала из стеклянной трубочки. После нанесения резервной линии нужно подождать некоторое время, для того, чтобы она высохла.

Следующий шаг — это процесс нанесения краски. Наносить краски нужно осторожно и внимательно. Важный момент, когда объединяются несколько оттенков.

После нанесения одного цвета необходимо быстро наносить рядом другие, поскольку при высыхании анилиновые красители между собой не сочетаются, что приводит к образованию линий между оттенками, а для батика — это непростительная ошибка.

Важно также во время покраски не попасть красителем на резервный контур, чтобы избежать его закрашивания. Чтобы сохранить светлые места на ткани для передачи формы, необходимо именно в том месте проводить кистью простой водой.

После того как вся цветовая гамма уже решена и роспись готов, необходимо сделать запарку батика. Запарку делают для того, чтобы в будущем во время попадания влаги на работу, краска не размылась. Итак, батик необходимо накрыть чистой белой тканью, вскипятить воду и держать на паровой бане несколько часов. После этого работу осторожно нужно снять и просушить.

Гладить роспись, выполненной в технике холодного батика, строго запрещается, ведь в таком случае работа будет испорчена. Гладить можно только работы, выполненные в технике горячего батика.

Конечный результат — это натяжения готовой работы снова на подрамник. При этом под саму работу необходимо натянуть белую ткань.

Это делают для того, чтобы избежать просвечивания работы на свете, поскольку шелк является тонким материалом, а лишние элементы на фоне работы будут мешать восприятию изображения.

Лучше всего для основы брать ткань, что имеет густую волокнистую основу, например, бязь. Ткань основы натягивают первой, а затем ткань с изображением.

  • Хочу предложить вам видео для просмотра- Маки панно в технике холодного батика на хлопке.
  • А теперь несколько вариантов для вдохновения:

И несколько контурных эскизов:

Батик — ручная роспись по ткани

Друзья! Сегодня мы решили немного рассказать вам о батике.

Эта роспись стала популярной прежде всего у народов Индонезии и Индии и только в ХХ веке стала известна в Европе.

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. Для нее используются такие ткани, как шелк, хлопок, шерсть и иногда даже синтетика.

Для каждой ткани необходимо использование специальной краски, а для получения четких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв, в основу которого входит парафин, бензин, или вода – все зависит от выбранной техники, ткани и красок.

мастер — Соколова Надежда

Существует несколько разновидностей батика:

Горячий батик.

В качестве резерва используют воск, который наносится специальным инструментом, чантингом. Воск используется в горячем, расплавленном виде, поэтому и батик называется горячим )) В основном используется для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. После завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.

  • Холодный батик.

В большинстве случаев этот способ используется для нанесения кркаски на шелк, но возможно использование и других тканей. Роль резерва здесь выполянет специальный материал, который можно приготовить в домашних условиях или купить уже готовый. Он состоит из резинового клея, бензина, красителя и парафина.

Резервы бывают цветными и бесцветными и наносятся либо специальными инструментами – трубочками с резервуаром, либо с помощью тюбиков со специальными длинным носиком. Этот вид росписи более графичен, его можно узнать по линиям от резерва — они служат границей, удерживающей краску.

мастер — Каминская Мария:

Свободная роспись.

Предоставляет большую свободу в выборе рисунка, позволяет выявить своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость произведений, свойственную ручному труду. Производится в основном анилиновыми красителями, а также масляными красками с растворителями.

Особенно интересно сочетание свободной росписи с контурной наводкой и отделкой резервирующим составом. Но в основном при этой росписи не используют резерв.

Такая роспись ведется по сухой ткани (тогда рисунок более четкий, видны ореолы от растекающейся краски) и по мокрой ткани (рисунок более плавный, с более гладкими переходами цвета)

Hot Batik/Горячий Батик. Платок/Shawl

  1. мастер — Соколова Надежда
  2. Свободная роспись по соляному грунту.

Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань, в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.

Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком.

Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом. Вместо соли в качестве грунта может выступать крахмал или желатин.С помощью соли и мочевины можно добиться специальных эффектов (при свободной росписи и холодном батике).

Например, если на сырой, окрашенный участок посыпать крупной соли, то соль будет «притягивать» к себе краситель, создавая интересный рисунок. Эффект мочевины обратен, она отталкивает краситель.

  • Техника «Шибори».

Эта техника имеет японские корни. Здесь ткань складывается определенным образом, путем перевязывания, а затем раскрашивается. Часто в ткань заворачиваются бусины, пуговицы и т. д. и перевязываются ниткой, также ткань можно сложить и прошить ниткой, сильно затянув ее.

Техника «бандан»

Это техника узелкового батика. Одна из его разновидностей – техника «планги» была распространена в Индии. Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками, крепко перевязывая нитью.

Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.

С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие, благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».

В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты. Например, узор в виде круга (солнышко) или нескольких кругов. При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу красителя неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и хорошая отжатая) — более плавные границы перехода.