Мастер-класс Заточка полукруглой кованой стамески

Заточка полукруглой кованой стамески

Заточка и доводка полукруглой кованой стамески с использованием абразивного круга мелкой зернистости и войлочного круга с пастой ГОИ.

Видео-урок был снят по просьбе покупателя, так сказать, на скорую руку. Следующие мастер-классы постараемся снять более качественно на примере стамесок больших размеров разных конфигураций.

Мастер-класс по заточке полукруглых стамесок

Всем привет. На связи Дмитрий Дереворез и сегодня подробно о важнейшем компоненте в резьбе по дереву — заточке инструмента!

Мастер класс по созданию рукояти стамески

Каждому мастеру для успеха в его ремесле необходим качественный инструмент. Для резчика по дереву таким подспорьем являются остро заточенные стамески, ножи, клюкарзы. Перед тем как начать работу, резчик должен грамотно их подготовить, доведя до необходимой остроты. Вы спросите — можно ли работать тупым инструментом? Это все равно, что дать живописцу в руки кисть без волокон и попросить его написать картину! Плохо заточенный инструмент сведет на нет все старания резчика, а в результате вместо резьбы получится «художественное ковыряние»…

Так как же заточить режущий инструмент правильно? Об этом расскажет нам в своих видеороликах, на примере заточки полукруглой стамески, Простянкин Валерий Алексеевич — признанный мастер плоскорельефной резьбы.

Сразу хочу заметить, Валерий затачивает стамеску для своих нужд, а именно для определённой плоскорельефной резьбы и всечки (о творчестве Валерия в статье). Для этих целей необходим очень острый угол заточки. Далеко не всем он подойдёт. Н-р, для резьбы по твёрдым породам не подойдет точно. Режущая кромка будет быстро тупиться или выкрашиваться. Помните, в Мастер-классе Валерий Алексеевич демонстрирует только основной принцим заточки! А уж угол, выбор абразива для ручной доводки и прочие нюансы вы должны определять каждый сам для себя, ориентируясь на свои задачи в резьбе.

Обработка на точиле

Заточка полукруглой стамески выполняется в несколько этапов. Для первичной обработки потребуется обычное точило, которое можно купить, либо изготовить самостоятельно, как это сделал автор ролика. Мастер доходчиво демонстрирует на видео процесс заточки. Сначала он выравнивает режущую кромку. После этого стамеска совсем затупится, но будет иметь ровный торец, который и нужно в дальнейшем затачивать.

Не забывайте пользоваться защитными очками, ибо окалина попавшая в глаз может дать вам массу ненужных проблем!

Дальше смотрим кино, там всё очень наглядно. Единственное, чем я мог бы дополнить мэтра, это советом прикладывать стамеску к камню без какого либо нажима, чтобы избежать перегрева металла! Дело в том, что для изготовления инструмента применяется закаленная сталь, обладающая высокими режущими свойствами. Однако в ходе обработки на точиле металл стамески может сильно перегреться и утратить свои рабочие характеристики. Это станет заметно по появившимся на его поверхности цветам побежалости. Чтобы не допустить такого результата, в процессе обработки на точиле стамеску необходимо периодически окунать в воду. Не забудьте заранее поставить рядом с точилом емкость с водой!

Как определить момент окончания заточки на точиле?! Это очень просто. На всей режущей кромке должны появиться заусенцы, на профессиональном сленге называемые «переточкой». Если кромка где то блестит и там нет переточки, продолжайте затачивать.

Итак, визуальные критерии правильной заточки на точиле:

  1. 1. На кончике не должно быть цвета побежалости;
  2. 2. Равномерная «переточка» по всей кромке.
  3. 3. Фаска должна быть однородной, т.е идеально повторять радиус камня

Схема заточки

Валерий Простянкин очень доходчиво, что называется «на пальцах», даёт бесплатный теоретический урок по заточке. Внимательно смотрим видео!

Предлагаемый в ролике способ заточки получил в среде профессионалов название «Бритвенный» по аналогии с опасной бритвой. Валерий Алексеевич схематично показывает на рисунке, как должна выглядеть фаска стамески после точила и какие преимущества это дает. Смысл теории в том, что правильно сформированная рабочая часть инструмента позволит в дальнейшем с легкостью доводить его вручную до необходимой остроты при помощи наждачного бруска и избавит от необходимости перетачивать стамеску каждый раз на точиле.

Доводка стамески вручную

На следующем ролике автор наглядно демонстрирует, как выполнить доводку стамески вручную при помощи наждачного бруска.

Брусок нужно постоянно смачивать, иначе он быстро засалится и перестанет выполнять свои функции. Зерно абразивного бруска должно быть значительно меньше, чем у камня на точиле.

Весь смысл ручной доводки сводится к шлифовке заданной на точиле фаски абразивами разной зернистости, постепенно уменьшая зернистость до нуля.

Внимание! Самый главный секрет Бритвенной заточки! Если вы на точиле сделали всё так, как рассказано в теотетическом ролике, поставьте фаску стамеси на ровную поверхность абразивного бруска. Она будет касаться поверхности только в двух точках: самым кончиком и жопкой, т.е не нужно будет шлифовать всю длину заданной на точиле фаски. При доводке о поверхность бруска будет тереться только носик и жопка фаски!

Аккуратно, волнообразными движениями, повторяющими радиус стамески, Валерий приступает к доводке. Кам мы помним, на точиле мы уже получили «переточку». Теперь, доводя стамеску вручную на бруске более мелкой зернистости, основная задача постепенно избавиться от переточки. Важно: заусенцы ни в коем случае нельзя обламывать! Они сами постепенно исчезнут в процессе доводки.

После манипуляций на бруске шероховатость фаски значительно снизится. Далее можно переходить на мелкозернистую наждачную бумагу (или брусок с более мелкой зернистостью) и продолжить заточку и полировку с помощью неё. Обратите внимание, Валерий правит не только фаску, которую задавал на точиле. Чтобы «переточка» окончательно исчезла он обрабатывает ещё верхнюю полукруглую поверхность стамески. Только после полного визуального исчезновения заусенцев инструмент можно считать готовым к работе. Но если вы смотрели ролик внимательно, Валерий Алексеевич после абразивной обработки последние штрихи заточки делал на «тряпочке» с нанесённой пастой Гои. Паста полирует поверхность и ещё больше снижает шероховатости поверхностей стамески. Вместо «тряпочки» можно использовать кожу с пастой Гои.

Полукруглые стамески для резьбы по дереву от Никиты Баулина. Обзор

Визуальный результат после ручной доводки:

  1. 1. «Переточка» должна исчезнуть;
  2. 2. Поверхность фаски должна быть такой же полированной, как верхняя поверхность стамески;
  3. 3. Режущая кромка не должна блестеть.

Не пытайтесь достичь результата как можно быстрее. Эта работа требует тщательности и терпения. На качественную доводку одной стамески, как правило, уходит 15-20 минут.

Контроль качества заточки

Осталось проверить качество заточки. Валерий Простянкин выполняет пробные резы на дощечке груши поперёк волокон.

След от реза должен быть идеально гладким и блестеть. Это признак того, что инструмент заточен классно! Если же в процессе теста появляются задиры, замины, дерево начинает крошиться, . пересмотрите ролики МК, перечитайте эту статью ещё раз и делайте работу над ошибками.

Друзья, ещё раз хочу заострить ваше внимание на том, что острый инструмент — это залог успеха в резьбе по дереву. Не пытайтесь резать стамесками заточенными по принципу «и так сойдет». Ведь не зря в специализированных школах резьбы учеников не подпускают к дереву, пока те не научатся классно точить инструмент!

В заключении мне остаётся только выразить огромную благодарность Валерию Алексеевичу Простянкину за прекрасный мастер-класс. Автор роликов бескорыстно поделился личным опытом в данном вопросе. Возможно, его рекомендации пригодятся и Вам.

Технология

1 этап. Заточка стамески на точильном станке.

2 этап. Доводка лезвия на оселках

3 этап. Полировка лезвия на войлочном круге

Рассмотрим этапы на видео.

1 этап. Заточка стамески на точильном станке

1. При заточке лезвие не касается площадки заточного станка. Нужно ловить, чувствовать плоскость лезвия пальцами.

2. Заточка продолжается до появления «переточки» или «бахромы» (я назвал переточку «бородой»).

3. Непрерывно смачиваем лезвие в воде, чтобы не пережечь.

2 этап. Доводка лезвия на оселках

1. Сначала используем грубый оселок, потом более мелкий. Оселки — водные, предварительно замачиваются в воде и всегда поддерживаются в мокром состоянии.

2. Бахрома ни в коем случае не отламывается руками! Бахрома должна остаться на оселках или отвалиться самостоятельно.

3. Заканчиваем доводку до тех пор, пока не отвалится вся бахрома.

Бахрома выглядит вот так:

3 этап. Полировка лезвия на войлочном круге

1. Суть полировки на войлочном круге — пережигаются остатки бахромы и полируется поверхность режущей кромки.

Зифа тестировала

Небольшой мастер-класс по вырезанию гротескной физиономии

Большому кораблю — большое плавание!

Комментарии

Страницы

  • 1
  • 2
  • следующая ›
  • последняя »

Побольше нужно снимать таких мастер-классов.
Очень полезно.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (54)
  • Публикации (10)

Сказка от Александра Коняева! Большое спасибо за мастер-класс, для меня заточка инструмента проблема №1, лучше один раз увидеть. Смотрела как виртуозно мастер владеет инструментом,горит в работе. Боялась, чтобы лезвие не соскочило. аж дух захватывает с какой скоростью деревяшка превращается в Буратино!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

#8.2 Кованые стамески. Закалка и слесарка. Carpenter’s tool. Forging chisels Part 2.

Оооооо, Олег, я только прикупил точило, все подготовил чтобы мне Александр дал мастер-класс по его методике заточки, понимаешь… Жду его из Московии, а он тебе уже все показал и даже в Интернет выложили… Конечно…
А если серьезно, передавай ему привет, скажи, что мы ждем его возвращения. Наставления интересны и полезны. Спасибо.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (61)
  • Публикации (400)

Юра, тут еще важна подсказка на месте, как точить, постановка рук. Так что наседай 🙂 А мне стало стыдно за свои тупые стамески и ножи. Выберу время сегодня прям, займусь. А то как в анекдоте про лесоруба «Шел человек по лесу, видит лесоруб тупым топором рубит толстенное дерево. Спрашивает прохожий: отчего тупым, почему не наточишь? Тот хрипит в ответ- у меня нет времени его точить!».

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (54)
  • Публикации (45)

Интересный процесс заточки,все на весу в руках.По внутренней части резца не согласен..Это если полностью стамеска убитая,сам вывожу внутри сразу и основательно,до зеркала Потом подтачиваю только нижнюю часть,чууууть подправляя внутреннюю.Понятно,что инструмент точить в гостях..как женщину любить на подножке трамвая..Но посмотреть на движения рук профессионала приятно и полезно.Надо не жлобиться,и всем делиться своими наработками,секретами,тогда и жить всем будет легче.Не согласен с войлочным кругом..Смерть фашистам!

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (54)
  • Публикации (45)

Для меня не понятно..почему многие мастера заваливают» края полукруглой стамески относительно центра жала. Ведь при идеально прямой заточке,с острыми боковыми углами,возможности резца увеличиваются в разы,вплоть до геометрички.Единственное наверное преимущество, это рез на выборку в торец.Но при резе прямым резцом,приобретаешь навык подрезания углами,проворачивая резец по радиусу,и не остаются торцевые риски. Да и рез идет намного легче при прямой заточке,ибо заоваленная врезается как ледокол.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (69)
  • Публикации (36)

. можно и войлоком, тут уметь надоть, не с жала начинать, а к нему вести. Олег, у тебя стоит сверлильный станок. Вырежи фанерку, пусти под нож старый валенок, оберни, закрепи снизу, в центр болтик и патрон, можно неспеша лизать жало и снаружи и краем внутри.
. а вывод стамески на прямое жало, вещь хорошая, но у меня есть такие, как малазийскии криссы, и ничего, фигачу, потихоньку.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

может при форме кромки «дугой», резец особенно крупный легче входит по массив, поскольку давит не сразу всей плоскость. А мой отец наоборот делает кромку вогнутой, концы слегка выступают, говорит, что так резец не зарывается, а стремится всплыть. Одно знаю, выдержать идеально ровную кромку, сложно технически, во всяком случае, для меня, особенно при тонкой доводке жала. Почему-то концы стремятся сточиться первыми, а центральная часть утончается последней. Вроде ничего сложного, а понять в чем секрет не могу. Подскажите, кто знает.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (54)
  • Публикации (45)

Резьба по дереву. Заточка по шажочкам — просто, наглядно. . Резьба для новичков.

Фанерку правильно,но на фанерку надо наклеить толстую кожу.На краях оставить небольшие напуски,примерно по 8мм. ибо можно удобно подлезть под канавку резца.Но сам этим уже не пользуюсь почти..перешел в каменный век,на ремешочке,досочке с формами,с нанесением отходов абразивного порошка посля перетертого природного алмазного бруска.
А Карпиков почему советует войлок..потому что шкурки свинной жалко..сам наверное сьедает

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (54)
  • Публикации (45)

Юрий,засаживать весь резец в дерево наверное глупо,ибо всему есть предел.Не нужно стараться вывести идеально края овального резца.Например мы оставляем углы относительно более толстыми,ибо они сдерживают центральную,более тончайшую режущую кромку от слома.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Виктор, не знаю даже, какую реплику бросить в ответ… Я, конечно, понимаю, что резец на всю глубину редко загоняют в дерево без киянки, а 1/2 частенько…, но разве от этого что-то меняется?

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
  • Работы (61)
  • Публикации (400)

Я научился точить лезвия! Наглядный урок дал очень много полезной информации. Выбросил нафиг со станочка все площадки, экраны, повесил вместо алмазного круга войлочный. Мне удобней оказалось вообще не упираться в двигатель левой рукой, полностью держу резец на вису — ловлю плоскость заточки. Впервые испытал офигенный кайф, ибо заточил все свои ходовые стамески и ножи. И все острые! И не мучился. Добавил еще один этап — после войлока оттягиваю на коже с пастой ГОИ. К войлоку у меня претензий нет, очень аккуратно доводит лезвие.

Эту груду переточил, заправил за 4 часа, нонстопом.

Полукруглые стамески – Полукруглая стамеска для резьбы по дереву

Полукруглые стамески. Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия]

Полукруглые стамески представлены в большом ассортименте размеров, ширины и радиусов (рис. 4). В зависимости от величины радиуса они бывают отлогие, средние и крутые. Каждая имеет свое функциональное назначение и не всегда заменима. Подобные стамески широко используются при обработке дерева – от грубого снятия массы материала с крупных объемов до создания образов, вырезания орнаментов, рельефов, мелких деталей и окончательной доводки фактуры поверхности.

Рис. 4. Полукруглая стамеска: а – стандартная конфигурация; б – радиусы, ширина и профили режущих кромок:

1 – отлогие; 2 – средние; 3 – крутые; 4 – прямой профиль; 5 – радиусный профиль; 6 – вогнутый профиль; 7 – вытянутый профиль.

Основные размеры полукруглой стамески такие же, как у плоской, но радиусный изгиб полотна дает возможность легко снять стружку, оставляя срезы такого же радиуса. Делая срез, ее погружают в материал так, чтобы один или оба края оставались над поверхностью, в таком случае не будет задиров.

Как правильно заточить резаки по дереву

Профиль режущей кромки в зависимости от назначения и удобства в резьбе может быть прямым, выгнутым или вогнутым. Более вытянутый применяют в токарных работах и скобчатой резьбе.

заточка инструмента.полукруглая стамеска.

Отлогие стамески пригодятся при завершении обработки поверхности объемов, для придания ей мягкости и плавности переходов. Они врезаются неглубоко, как бы «одевая» изделие в гармоничную, не контрастную чешую.

В магазинах можно приобрести разные виды полукруглых стамесок. Но при желании можно изготовить их и самому. Для этого используют напильники, надфили, которые удобны тем, что имеют похожую форму, размеры и готовый хвостовик, поддаются отжигу и закалке. Хорошие стамески получаются из метчиков по металлу – надо терпеливо снять наждаком лишнюю толщину с конца полотна и заточить фаску. Такой инструмент долго не тупится, дает чистый срез даже на плотной древесине.

Для мягких пород дерева при миниатюрной резьбе используют стамески, сделанные из растяжек (спиц) старого зонтика или стальных перьев для каллиграфического письма, заточив их с хвоста и насадив на ручку. Такие маленькие полукруглые стамесочки разного радиуса очень удобны, но их часто приходится подтачивать.

Любой инструмент должен быть только из хорошей стали, особенно у начинающего мастера, так как это залог успеха, гарантия того, что резчик-любитель не разочаруется в своем увлечении.

Поделитесь на страничке

Как наточить полукруглую стамеску (инструкция с фото)

Мне достался в наследство набор старых инструментов для работ по дереву. В нем были полукруглые стамески, которые мне захотелось реставрировать. Большинство инструментов были очень плохо заточены предыдущим хозяином. Угол заточки лезвия полностью отсутствовал, а старое точило было с множеством сколов. Когда я сравнил одну из стамесок с такой же из этого набора, я понял, что она была намного короче. Это говорило о том, что ее затачивали за пределы прочного металла, который, обычно применялся только на конце у большинства старинных инструментов. Я решил, все равно попробовать ее отремонтировать, потому что никогда не знаешь, что получится в конце, пока не попробуешь. Заметьте также, что даже если другие стамески уже, чем эта и их рукоятки длиннее, принцип реставрации применяется тот же. В дальнейшем я покажу лучший вариант заточки. Обычная заточка требует гораздо меньших усилий и инструментов.

Список инструментов:

  • Тиски
  • Киянка
  • Алмазный камень F140, F400

Шаг 1: Удаление ржавчины

Первым шагом для заточки лезвия будет удаление ржавчины. Если вы будете делать это после заточки, то вы можете испортить ваше лезвие. Я испробовал множество способов, но только один подошел лучше всего, когда я пользуюсь щеткой насадкой на дрель. У меня стальная щетка покрытая медью.
Прочно закрепите рукоятку в тисках и для ее предохранения проложите между рукояткой и губами тисков дощечки из мягкой древесины, например, сосновые. Насколько долго и сильно вы будете шлифовать, настолько блестящей получится поверхность. Не забудьте надеть защитные очки, иначе есть большая вероятность, что мелкие кусочки ржавчины, отлетая, смогут попасть в глаза.

Шаг 2: Инструменты для заточки

Распил доски

Распилите доску на бруски, зажав ее в тисках

Придайте ребру бруска форму полукруглой стамески, срезав лишнее

Наждачная бумага на бруске

Приклейте двусторонний скотч, а затем наждачную бумагу.

Большинство людей находят способ заточить наружную выгнутую сторону, но у многих возникают проблемы с заточкой вогнутой стороны. Вы можете использовать специальный овальный брусок для заточки, но он может быть слишком дорогим и на нем трудно править, когда он слишком износится, а также вам нужно приспособиться к нему. Я расскажу вам о способе, который использую я.

Возьмите обрезок доски почти такой же ширины, что и длина лезвия стамески. У меня была только фанера, но обычная сосновая доска подходит лучше, потому что не такая хрупкая. Отпилите четыре куска шириной чуть больше 5 см. Закрепите один из них в тисках. Обрезайте верхнюю часть доски, пока она не примет форму вашей стамески. Обычно, даже тупая стамеска будет достаточно острой, чтобы использовать ее для этой цели.

Заточка полукруглой стамески

Повторите все это и для других кусков дерева. Приклейте кусок двустороннего скотча к закругленным ребрам трех брусков. Вы также можете использовать абразивный спрей, но мне он не очень подходит. Затем оберните первый брусок наждачной бумагой Р400, второй брусок бумагой номер Р1000, а третий бумагой номер Р2500 (нулевкой). Если вы закруглите верх и низ одного бруска, то вам понадобится только два бруска, но мне кажется что немного неудобно пользоваться двусторонним бруском. Вы дальше увидите, как использовать эти бруски.

Шаг 3: Исправление угла резца полукруглой стамески

Корректируем угол заточки стамески

Корректируем угол заточки стамески. Обычно 35 градусов достаточно.

Заточка стамески на шлифмашине

Натяните наждачную ленту в шлифмашине равномерно. Валики должны крутиться от вас.

Угол заточки стамески

Проверьте угол лезвия с помощью комбинированного угольника.

У моей стамески был неправильный угол резца. Поэтому я исправил этот угол на шлифмашине.
Угол резца зависит от того, что вам нужно сделать, но обычно используют угол 35°. Я устанавливаю ленту так, чтобы она крутилась в другую сторону от меня и, порвавшись, не ударила меня. Двигайте резец вправо и влево, чтобы равномерно наточить. Я не надеваю защитных перчаток, чтобы чувствовать нагрев стали. По мере шлифовки закаленная сталь нагревается, тогда я делаю перерыв. Делая царапины или пометки карандашом на резце, я могу следить за ходом заточки. Проверьте дважды, чтобы резец был перпендикулярен полотну стамески. Для этого я использую угольник скомбинированный с уровнем.

заточка стамески

Шаг 4: Заточка внутренней стороны полукруглой стамески

Теперь вы можете увидеть, как я буду использовать подготовленные точильные бруски.
Поскольку резец может быть настолько острым, насколько острая будет ее задняя часть, то необходимо также о ней позаботиться. Я начал шлифовать ее бруском, на котором наклеена наждачная бумага Р400, а затем, последовательно, бруском с наждачной бумагой Р1000 и Р2500. Двигайте блок вперед и назад, проверяя, что он плотно прилегает к стамеске. В зависимости от длины бруска, может понадобиться переворачивать стамеску через несколько проходов, чтобы отшлифовать металл на всю длину, хотя и нет необходимости шлифовать около деревянной ручки, поскольку вы будете работать только резцом. Несмотря на то, что это довольно утомительно добиваться абсолютно ровной поверхности, но по счастью это потребуется сделать всего лишь раз за время жизни инструмента.

Шаг 5: Заточка резца

Для заточки выпуклой стороны стамески, водите ее по бруску полукругами.

Заточка угла скоса стамески

Полировка резца полукруглой стамески

Я начал заточку на алмазном бруске с зерном F240, а для смазки использовал мыльную воду. Если ваш инструмент в более лучшем состоянии, чем мой, то вы можете пропустить и этот шаг, и, возможно следующий.
Вы почувствуете, когда добьетесь правильного угла резца, поворачивая стамеску вверх и вниз. Некоторые люди шлифуют «восьмеркой», но у меня такой способ не очень хорошо получается.

Для способа, которым я пользуюсь, вы должны прижать локоть к бедру. Затем вы изгибаете тело влево и вправо, как бы танцуя (смотрите видео на Utube). Заметьте, что лучше всего получается, если стол немного ниже, чем мой. В зависимости от формы стамески может понадобиться изгибать немного кисти рук.

Этот способ позволяет равномерно заточить лезвие. Остановитесь, когда вы сможете почувствовать шершавость внутренней стороны стамески, тогда переключайтесь на следующий брусок F400. Не сомневайтесь и проверяйте угол заточки так часто, как захотите. Двигайте резец интенсивнее на бруске с F400.

Как заточить стамеску до бритвенной остроты?

Затем продолжайте на бруске F1000. Это может быть и брусок из карборунда, который нужно предварительно замочить минут на десять, а также нужно периодически выравнивать его поверхность. Движения те же, что и на предыдущих брусках.

Каждый раз, когда вы почувствуете шершавость, переключайтесь на следующий брусок с более мелким зерном. Следуйте одной и той же процедуре. Я также использую немного мыльной воды, когда я работаю с точильными брусками, потому что трудно начинать процесс заточки, если ваш инструмент в смазке.

Вообще то, не имеет значения на чем вы затачиваете инструмент — на наждачной бумаге, приклеенной к ровной поверхности, на бруске электрокорунда или на алмазном бруске. Я предпочитаю алмазные бруски. Они менее агрессивные, довольно быстро шлифуют и служат дольше, чем бруски из электрокорунда. Их также не нужно их выравнивать. Несмотря на то что в этом нет необходимости, но мне нравится полировать режущий инструмент. Для этого я натираю его некоторыми абразивными материалами на доске, на которую наклеен кусок натуральной кожи, проводя несколько раз по ней с обеих сторон, чтобы обработать всю стамеску. Для внутренней стороны я пользуюсь одним из оставшихся брусков, которые я готовил на втором шаге.

Шаг 6: Реставрация рукоятки

  • Отшлифуйте рукоятку наждачной бумагой
  • Углубления очистите ножом
  • Использованную ветошь для масла от ржавчины можно хранить в стеклянной банке.
  • Теперь стамеска режет как по маслу.

Поскольку лак на рукоятке облупился, да и не нравится он мне, я решил обновить рукоятку.

Легче всего очистить старое покрытие можно с помощью скребка. Для очистки щелей я использовал нож. Затем я ошкурил рукоятку наждачной бумагой Р80, Р120 и Р240.

Обработать рукоятку можно с помощью кипящего льняного масла. Вытрете излишки масла и всегда кладите использованную ветошь в воду, для предотвращения самовозгорания. Оставьте рукоятку на ночь, а затем снова отшлифуйте наждачной бумагой Р600. Это немного слишком, но мне нравится как после этого стала чувствоваться рукоятка.

Затем нанесите второй слой и дайте ему высохнуть около 24 часов. Затем нанесите последний слой масла. Для предохранения металла от ржавчины нанесите масло от ржавчины.

Если вы будете хранить использованную ветошь с маслом в плотно закрытом контейнере, то вы сможете ее использовать и для других инструментов еще несколько раз. С течением времени, вы будете все меньше использовать это масло и, таким образом, сэкономите деньги. Для хранения лучше использовать металлический контейнер, который не разобьется, если вы нечаяно уроните его, в отличие от стеклянного контейнера.

После всех мероприятий по восстановлению полукруглой стамески, она стала резать, как по маслу.

Самодельное приспособление для заточки полукруглых стамесок на точильных станках Чепах,Воркман,Джет.

Помогите мне написать другие, еще лучшие статьи, голосуя за меня, нажав на иконку голосования в верхнем правом углу на этой странице http://www.instructables.com/id/Simple-Gouge-Sharp.

В дополнение к тексту, посмотрите видео. Все, что говорит автор по-английски, написано в статье.

Изготовление 2-миллиметровой полукруглой стамески. | Резьба по дереву, кости и камню

Сразу хочу оговориться, я не претендую на мастер-класс, просто хочу поделиться способом которым я делаю маленькие стамески, тем более обещал. Всё довольно просто.
Писать постараюсь лаконично, сильно не растягивая. Начнём. Делать буду полукруглую стамеску шириной 2мм.
Для работы понадобиться : Дремель и насадки к нему – отрезные круги, абразивный камень, войлочные круги, алмазная паста, паста ГОИ и заготовка для самой стамески – старый надфиль. На снимке ещё насадки с наждачной бумагой, но их я использовал пока не было у меня насадок с абразивом, то же самое, только немного подольше.

Ручку гибкого вала закрепляю в тиски, у кого есть тисы побольше, можно закрепить и сам Дремель, так возможно и лучше будет, просто у меня тисы маленькие в них сам аппарат не входит.

Как заточить стамеску? Без всяких заморочек, быстро и хорошо.

Мне требовалась короткая стамеска, поэтому часть надфиля я отрезал.

Вернее будет сказать — надрезал и отломил.

Затем на абразивном круге стачиваем половину диаметра надфиля на необходимую длину. На протяжении всей работы под рукой ёмкость с водой для охлаждения.

Маленьким отрезным кругом делаю пропил вдоль и большим уже разгоняю предварительно до нужного диаметра канавки.

Для окончательного формирования канавки я использую простое сверло. Конечно, в идеале лучше использовать латунный или медный пруток. Но где ж его взять? Да и сверло, подходящего диаметра, подобрать гораздо легче.
Сверло зажимаю в Дремель (рабочей винтовой канавкой в цангу) и на малых оборотах с алмазной пастой вывожу начисто канавку. Вся процедура занимает на этом диаметре минут 15.

На том же абразивном камне формирую внешнюю сторону стамески. Для большей прочности делаю саму форму стамески по длинне немного на конус.

В принципе, стамеска готова, осталось довести режущую кромку. Тут я использую метод Леонида Старосельского. Только у него стационарный станок, а у меня съёмные насадки разного диаметра. Вопрос опять наличия места, мне негде поставить такой станок, а набор разнокалиберных насадок лежит в коробочке, занимает мало места, и по мере необходимости — достал, подправил и опять в коробочку. Изготовляется тоже быстро, на оборотах, тем же круглым надфилем, делается два профиля — для внутренней и наружной сторон. Берёзовая заготовка накручивается на хвостовик от войлочного круга. Можно использовать и сами войлочные круги, что на первой фотографии, я раньше так и делал, но попробовав «берёзовый вариант» больше войлок не использую. Хотя кому как нравится…. Думаю по фотографиям всё ясно.

Пробуем. Я, думаю, нормально.

Ну вот вроде бы и всё. Вся процедура, вместе с фотографированием, заняла меньше двух часов. Если кому поможет, буду рад, значит не зря затеял.
А если кто что подскажет, посоветует, буду в двойне рад, ведь это не последняя самодельная стамеска, всё не укупишь, кое- что придётся и самому делать.

Полукруглые стамески — Резьба по дереву. Техники, приемы, изделия (страна мастеров) — ЮрийФедоровичПодольский — rutlib2.com

Полукруглые стамески

Полукруглые стамески представлены в большом ассортименте размеров, ширины и радиусов (рис. 4). В зависимости от величины радиуса они бывают отлогие, средние и крутые. Каждая имеет свое функциональное назначение и не всегда заменима. Подобные стамески широко используются при обработке дерева – от грубого снятия массы материала с крупных объемов до создания образов, вырезания орнаментов, рельефов, мелких деталей и окончательной доводки фактуры поверхности.

Рис. 4. Полукруглая стамеска: а – стандартная конфигурация; б – радиусы, ширина и профили режущих кромок:

1 – отлогие; 2 – средние; 3 – крутые; 4 – прямой профиль; 5 – радиусный профиль; 6 – вогнутый профиль; 7 – вытянутый профиль.

Основные размеры полукруглой стамески такие же, как у плоской, но радиусный изгиб полотна дает возможность легко снять стружку, оставляя срезы такого же радиуса. Делая срез, ее погружают в материал так, чтобы один или оба края оставались над поверхностью, в таком случае не будет задиров.

Профиль режущей кромки в зависимости от назначения и удобства в резьбе может быть прямым, выгнутым или вогнутым. Более вытянутый применяют в токарных работах и скобчатой резьбе.

Заточка стамески Pfeil на станке TORMEK T-3 .Испытания на 4 породах древесины

Отлогие стамески пригодятся при завершении обработки поверхности объемов, для придания ей мягкости и плавности переходов. Они врезаются неглубоко, как бы «одевая» изделие в гармоничную, не контрастную чешую.

В магазинах можно приобрести разные виды полукруглых стамесок. Но при желании можно изготовить их и самому. Для этого используют напильники, надфили, которые удобны тем, что имеют похожую форму, размеры и готовый хвостовик, поддаются отжигу и закалке. Хорошие стамески получаются из метчиков по металлу – надо терпеливо снять наждаком лишнюю толщину с конца полотна и заточить фаску. Такой инструмент долго не тупится, дает чистый срез даже на плотной древесине.

Для мягких пород дерева при миниатюрной резьбе используют стамески, сделанные из растяжек (спиц) старого зонтика или стальных перьев для каллиграфического письма, заточив их с хвоста и насадив на ручку. Такие маленькие полукруглые стамесочки разного радиуса очень удобны, но их часто приходится подтачивать.

Как заточить стамеску для резьбы по дереву. Заточка стамески на точиле с доводкой вручную. Просто!

Любой инструмент должен быть только из хорошей стали, особенно у начинающего мастера, так как это залог успеха, гарантия того, что резчик-любитель не разочаруется в своем увлечении.

Заточка стамесок

Изготовление полукруглых стамесок — КиберПедия

Полукруглые стамески представлены в специализированных магазинах в широком ассортименте. Если есть необходимость, можно изготовить эти инструменты в домашних условиях. Для этого потребуется долото из однородной стали подходящей ширины.

Не стоит использовать для переделки долото из двух слоев стали – малоуглеродистой (нижний слой) и высококачественной инструментальной (верхний слой).

С долота нужно снять ручку, отжечь стебель, опилить нижнюю часть напильником на полукруглое сечение, нагреть стебель, изогнуть его на высоте 1/3—1/2 его лезвия на угол 10–15°. При этом выпуклая часть стебля должна быть обращена в сторону будущего желоба стамески.

Желоб можно выпилить круглыми напильниками (сначала драчевым, затем личным), зажав в тисках. После этого заготовку следует обработать шлифовальными шкурками.

После того как желобу будет придана необходимая форма и выполнена частичная отделка, стебель следует еще раз нагреть, выпрямить и запилить фаску лезвия. Термическая обработка заключается в отжиге и нормализации, которые описаны выше.

Таким же образом можно изготовить полукруглую стамеску из откованной заготовки. В этом случае стебель инструмента необходимо подвергнуть предварительной обработке для придания требуемой формы.

Большое внимание следует уделить изготовлению ручек для стамесок. Они должны быть прочными и удобными.

Наиболее подходящими материалами для их изготовления являются такие породы древесины, как яблоня, дуб, береза и т. д.

Оптимальная форма рукоятки – цилиндр с двумя срезанными сегментами, с обжимным кольцом в нижней части или вверху (при работе с киянкой).

Длина и толщина ручки зависят от ширины ладони резчика.

Для изготовления обжимных колец можно применять железные или медные трубы подходящего диаметра. Для того чтобы обеспечить плотное насаживание кольца на рукоятку, можно сделать напильником полушар или фаску на внутренней части кольца со стороны рукоятки.

Рукоятку следует тщательно отшлифовать, покрыть слоем олифы или лака.

Изготовление стамесок-уголков

Стамеска-уголок напоминает по форме и внешнему виду полукруглую стамеску, но отличается от нее уголковой формой желоба и лезвия. В качестве материала для ее изготовления можно использовать долото или откованные заготовки.

Наружная часть стамески должна быть трехгранной формы и соответствовать желобку, который выпиливается с помощью трехгранных или ромбовидных напильников. Сама стамеска может иметь изогнутую или прямую форму в зависимости от ее дальнейшего использования и предназначения.

Стамески, применяемые для зачистки желобков на изделиях из древесины, могут иметь небольшой отгиб стебля с углом 5–8° и уклон лезвия у режущего конца. Инструмент, предназначенный для плоскорельефных работ, должен иметь лезвие, заточенное под прямым углом к стамеске.

Термическая обработка стамески-уголка выполняется после определения химического состава материала, из которого она изготовлена. После этого следует применить закалку и отпуск для придания металлу вязкости и твердости.

Изготовление клюкарз

Клюкарза представляет собой полукруглую стамеску с изогнутой формой стебля. В домашних условиях изготовить этот инструмент можно по технологии, описанной выше. После этого следует придать стеблю клюкарзы необходимый вид.

Изготовление шила

Стамеска полукруглая кованая из напильника (почти ложкорез)))

При работе с древесиной резчику необходим набор шильев диаметром 1–4 мм. Они используются для сверления в древесине отверстий под шурупы или фурнитуру, а также для ее прокалывания. Для сверления древесины рекомендуется применять шило с трехгранным заострением.

«Заточка полукруглых стамесок» — Алексей Корюкин [Фестиваль Столярного Дела 2016]

В качестве материала для изготовления набора шильев можно использовать пружинную проволоку, выправив ее на наковальне и заострив на шлифовальном круге, не допуская засинения острия. Шилу, сделанному таким образом, не требуется дальнейшая термическая обработка.

Ручку для шила можно изготовить из хорошо просушенной древесины. Она должна быть длиной 10–12 см и свободно укладываться в ладони резчика. Для того чтобы стебель шила не углублялся в рукоятку во время работы и не крутился в нем, рекомендуется расклепать хвостовик шила и всадить его в ручку, сделанную из твердых пород древесины.

Своими руками — Как сделать самому

Как сделать что-то самому, своими руками — сайт домашнего мастера

Правильная острая заточка инструмента – мастера делятся опытом

КАК ПРАВИЛЬНО НАТОЧИТЬ СТОЛЯРНЫЙ ИНСТРУМЕНТ

Рас Харт вытачивает вещи поразительной красоты. Многие из них оказываются в художественных галереях и конкурсах. Рас очень любит лечиться секретами своего ремесла с начинающими токарями на семинарах и частных уроках у себя в мастерской. Любой его мастер-класс непременно начинается с объяснения, как правильно заточить токарные режущие инструменты. Рас говорит: «Тупым резцом дерево будет не срезаться, а вырываться, — и это прямой путь не получить от процесса работы никакого удовольствия».

КАК ПРАВИТЬ РЕЖУЩУЮ КРОМКУ НА ТОКАРНЫХ РЕЗЦАХ

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПОДХОДЯЩИЙ ПРОФИЛЬ И ФАСКУ РЕЗЦА

Купив новый резец, Рас первым делом перетачивает его в зависимости от своих конкретных запросов. «Новые резцы автоматически затачиваются на заводских станках, и углы их заточки не подходят для плавного реза», — объясняет Рас. «На большинстве инструментов кончик слишком притуплен, поэтому необходимо удлинить фаску, а профиль свести немного на конус».

В таблице внизу показаны разные варианты стачивания Расом выступающих уголков на рейерах и увеличения длины фасок для соответствия инструмента конкретной работе. Как можно видеть, Рас советует затачивать длинную фаску, когда заготовка продолговатая и зажата между передней и задней бабками, и более короткую — для вытачивания чаш или блюд. Если в вашем распоряжении только один рейер для всех видов работ, хорошо подойдет универсальный вариант заточки.

Мы попросили Раса отобрать восемь базовых инструментов, которыми можно выполнять 90% всех задач, и показать принцип их затачивания (таблица выше).

Примечание. Предложенные формы фасок будут удобны в работе, если высота центра передней бабки вашего станка будет на 20-30 мм выше уровня локтя.

Грубая заточка режущих кромок резцов для придания нужной формы Определите по таблице нужную форму резца и начертите карандашом соответствующий контур на инструменте (верхнее фото). Затем возьмите одной рукой за полотно резца, а другой — за рукоятку (нижнее фото).

Сточив уголки режущей кромки в соответствии с разметкой, выведите всю фаску одним плавным длинным движением, проводя рукоятку по дуге и одновременно прокручивая режущую кромку. Новый профиль должен представлять собой плавную дугу, с одинаковым количеством снятого металла с двух сторон. Постарайтесь, насколько сможете, свести к минимуму количество фасетов (плоских граней) на фаске.

КАК ЗАТАЧИВАТЬ РЕЙЕРЫ ДЛЯ РАЗЛИЧНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Профиль: Рейеры для длинных заготовок. Рейеры для вытачивания чаш.

Фаска: Заводская заточка. После заточки, для любых работэ После заточки, для длинных заготовок. После заточки

ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ЗАТОЧКА РЕЗЦА

После придания режущей кромке резца нужной формы, как правило, дальнейшая грубая обработка не требуется — если только на режущей кромке нет зарубки или какого-то повреждения. Вам остается лишь довести фаску на тонком абразивном камне электроточила. Приложите к вращающемуся камню пятку фаски (фото справа) и плавным лугообразным движением, сильно не нажимая, проведите всю фаску, проворачивая рейер, по камню. Старайтесь не отрывать инструмент от камня, чтобы фаска получилась ровной.

заточка полукруглых стамесок

Перед заточкой начертите на полотне карандашом новый контур.

Постоянно поворачивайте резец в процессе заточки, чтобы избежать перегрева.

«Обычно я заканчиваю на этом этапе, за исключением случаев когда мне предстоит вытачивать хрупкий кап или заготовку из дорогой древесины, — делится Рас. — В таких случаях я немного продолжаю заточку для большей остроты». Для этого Рас проходит внутреннюю часть режущей кромки несколько раз грубым камнем «Индия» (фото справа), чтобы убрать тонкий заусенец, образовавшийся от заточки фаски. Затем на том же камне он пару десятков раз проводит всей фаской, одновременно протягивая инструмент на себя и поворачивая его.

ПРОФИЛИ И ФАСКИ РЕЗЦОВ БАЗОВОГО ТОКАРНОГО НАБОРА

Профиль: 10-мм рейер для длинных заготовок. 12-мм рейер для длинных заготовок. 11-мм рейер для вытачивания чаш. 32-мм рейер для черновой обработки. 3-мм отрезной резец. 12-мм мейсель. 19-мм скоблящий резец.

ЕЩЕ ДВА СОВЕТА ОТ РАСА

«Покупайте инструменты из быстрорежущей стали (HSS). Вы с лихвой компенсируете их более высокую стоимость экономией времени на заточке: быстрорез не тупится столь быстро. Кроме того, такая сталь лучше противостоит высокой температуре при работе, чем углеродистая».

Сначала коснитесь пяткой фаски вращающегося камня, а затем плавно прикоснитесь полностью всей фаской: так вы не сожжете сразу тонкую режущую кромку.

Приспособление для заточки полукруглых стамесок

Точильным бруском можно быстро снять заусенец с внутренней стороны режущей кромки.

Заведите привычку пробовать пальнем режущую кромку инструмента всякий раз перед тем, как собираетесь им работать. Если инструмент острый, то он будет «тянуть», когда перпендикулярно лезвию слегка ведешь большим пальцем. Со временем вы будете хорошо чувствовать, какой резец можно назвать острым, это предотвратит многие неприятности при работе. Только будьте осторожны, чтобы не порезаться».

ПРОВЕРЕННАЯ СИСТЕМА ЗАТОЧКИ РЕЗЧИЦКИХ СТАМЕСОК

Гарольд Инлоу, известный автор карикатурных статуэток из дерева, не скрывает важности использования хорошо заточенных режущих инструментов. «Некоторые жалуются, что в моих книгах я привожу слишком много информации по заточке, однако такие мнения я не принимаю во внимание, потому что обычно у таких людей инструменты бывают реально тупые», — говорит Гарольд с усмешкой.

Чтобы узнать о секретах заточки инструментов от самого Гарольда, мы отправились к нему в мастерскую, находящуюся на севере Арканзаса. И вот чему он нас научил.

ЕСЛИ ВЫ РЕЖЕТЕ МЯГКУЮ ДРЕВЕСИНУ, ЗАТАЧИВАЙТЕ ФАСКУ ДОЛЬШЕ.

«Я думаю, что 90 процентов древесины, из которой режут, — мягкая, чаще всего это липа, — говорит Гарольд. — Однако большинство резчицких инструментов идут с завода с короткой фаской: она хорошо подходит для твердых пород, но не для мягких. Когда я перетачиваю фаску, делая ее длиннее, резец начинает намного легче входить в мягкую древесину, и режущая кромка при этом не заминается».

Большой палец помогает контролировать давление на резец при заточке, а также предупреждает, если инструмент слишком нагреется.

Держите фаску ровно прижатой всей поверхностью к точильному камню.

Примечание. Описанная операция годится для прямых и полукруглых стамесок, а также для верстачных ножей. Для V-образных инструментов требуется другая методика затачивания (см. ниже).

Как показано на рисунке внизу, Гарольд удлиняет фаску прямых и полукруглых стамесок, чтобы она была равна ширине полотна инструмента. Для этого он снимает пятку фаски на грубом точильном колесе. При этом надо быть внимательным, чтобы не сжечь тонкую режущую кромку <см. советы на этот счет выше).

Гарольд направляет инструмент, одной рукой держа его за рукоятку и прижимая к точильному колесу большим пальцем другой руки (фото выше). При таком расположении рук вы почувствуете большим пальцем, если резец слишком нагреется. Когда инструмент заточен, на режущей кромке (с противоположной стороны от фаски) должен образоваться тонкий заусенец. «На каждом этапе заточки я всегда чувствую этот заусенец, — говорит Гарольд. — Тогда и только тогда вы можете быть уверены, что выправили режущую кромку».

ИСПОЛЬЗУЙТЕ ТОЧИЛЬНЫЕ КАМНИ ДЛЯ ВЫРАВНИВАНИЯ И ШЛИФОВАНИЯ ФАСКИ

От грубого точильного колеса Гарольд переходит прямо к грубому камню «Индия», чтобы выровнять поверхность фаски и убрать царапины. Он смазывает камень маслом (моторным или для автоматической трансмиссии) и проводит по нему несколько раз всей фаской резца. «Важно, очень сильно надавливать — буквально чтобы косточки пальцев побелели — на полотно инструмента при каждой проводке», — объясняет Гарольд.

При работе с плоским камнем для быстроты снятия слоя металла надо водить резцом взад и вперед, а если резец полукруглый — то прокручивать его при проводке.

Примечание о точильных камнях. «Я использую камень «Индия» с грубой и тонкой поверхностью и один твердый «Арканзас», но могу сказать, что любое сочетание грубого, тонкого и твердого камней дает хороший результат, — признается Гарольд. — Другие резчики добиваются отличной заточки также на алмазных или водных камнях».

При правке резца вотрите кусочки полировальной пасты в кожаный ремень. Сильно прижимая стамеску, проведите ею по коже пять — шесть раз.

Полукруглый резец ведите внутренней стороной по углу кромки кожаного ремня, одновременно поворачивая его. За каждый проход следует полностью проворачивать полотно — от одного угла режущей кромки до другого.

Woodcarving Резьба по дереву Полукруглая стамеска — заточка

Во время работы часто проверяйте фаску инструмента в ярком боковом свете. Когда большинство царапин уйдут, можно переходить к тонкому камню. Когда Гарольд удовлетворен результатом и все заметные царапины убраны, он удаляет заусенец, легко пройдясь один или два раза по тонкой стороне камня «Индия». Для полукруглых стамесок он использует длинную кромку камня. Затем Гарольд повторяет на твердом камне «Арканзас» все, что было сделано на тонкой стороне камня Индия». «Некоторые мастера пропускают этот шаг и переходят сразу к доводке на кожаном ремне, смазанном полировальной пастой, однако этап с твердым камнем экономит время на доводку. И потом, чем меньше вы полируете резец на ремне, тем лучше, потому что в результате этой операции слегка скругляется режущая кромка».

Мастер-класс по заточке стамесок А. Коняева